Русскую церковь в Софии годами использовали, как убежище для шпионов

0
193
Русский храм в Софии - Святителя Николая - не является российским
Русский храм в Софии - Святителя Николая - не является российским

Оказывается, Русскую церковь в Софии годами использовали, как убежище для шпионов, кафедру храма тут был всегда соединен со зданием старого советского посольства.

Как сообщает bourgas.ru, оказывается, Русскую церковь в Софии годами использовали, как убежище для шпионов, кафедру храма тут был всегда соединен со зданием старого советского посольства. Это доказывают исследования болгасрких исследователей в советских архивах последних лет.

Скандал вокруг изгнания трех священников из Русской церкви в Софии в последние дни набрала обороты, но использование этого храма для шпионажа и подрывной деятельности – вовсе не новость в болгарской истории.

Документы из личного фонда генерала Георгий Карпов, а также сборник «Очерки истории российской внешней разведки» проливают свет на эту антигосударственную деятельность, проводившуюся в здании церкви в прошлом.

По их мнению, сам митрополит Стефан, в то время возглавлявший БПЦ, в 1943 году стал мишенью советской разведки и, точнее, иностранного отдела НКВД. Причина в том, что Сталин задумал применить весьма рациональную стратегию, чтобы привести церковь под эгидой власти и спецслужб. Задача была поручена Совету по делам Русской Православной Церкви, большинство членов которого являются сотрудниками НКВД. Целью было привлечь духовенство, чтобы мобилизовать через него более широкие слои советского общества, а также привлечь священников на высокие должности и с влиянием в Восточной Европе.

Отдельно, по словам политолога Антона Тодорова, об этом говорится и в российском многотомнике «Очерки российской внешней разведки» под редакцией Евгения Примакова. Дело о вербовке митрополита Стефана подробно описано в четвёртом томе на стр. 507 – 509. Из них исследователь приходит к выводу, что «в конце 1943 года митрополит Стефан начал активно сотрудничать с резидентом Советской разведки в Болгарии — Федичкиным». В 2014 году Антон Тодоров рассказал о взаимоотношениях главы БПЦ экзарха Стефана с советскими службами, которые проходили именно в этом месте.

«Очень интересно, что связь с митрополитом сохранялась и в Русской церкви, тогдашней Николаевской церкви, а ныне церкви Св. Николая Мирликийского Чудотворца» в Софии».

Митрополит Стефан использовал эту церковь как «почтовый ящик» для советских спецслужб, т.е. туда он «передавал собранную им информацию в пользу СССР».

Антон Тодоров опирается на рассекреченные советские архивы, из которых следует, что митрополит Софийский «использовал кафедру церкви как укрытие». Все, что привез, он туда положил и оттуда получил советскую резиденцию, разве что радиостанцию ​​он возил в своей машине. И даже когда однажды советский резидент Федичкин спросил его: «Не святотатство ли это?». Поскольку предложение использовать кафедру как тайну исходил сам митрополит Стефан, последний ответил: «Если Бог знает, что таким образом мы служим святому делу, то Он простит нас и благословит нас».

Кроме того, советские архивы свидетельствуют, что Федичкин часто пользовался своим личным автомобилем «Паккард», который без проверок пропускали все полицейские участки Софии и окрестностей.

Более того, информация, полученная под прикрытием самого святого места в церковном здании, судя по всему, имела первостепенное значение. Документ, опубликованный в 1998 году в исследовании «1941 год», а также в книге «Империя ГРУ. Очерки истории русской разведки», опубликованной в следующем, 1999 году. Там также упоминается имя митрополита Софийского Стефана, цитируемое в сообщении советского шпиона по имени «Зевс». 27 апреля 1941 года он докладывал из Софии начальнику РазведУправления Красной Армии: «Митрополит Стефан сообщил «Гуго» (вероятно, под этим псевдонимом скрывался болгарин, работавший на советские спецслужбы), что 25 апреля , во время обеда в Кюстендиле у него состоялся разговор с немецким генералом, который сказал ему:

1. Немцы готовят удар по СССР, в первую очередь они будут использовать ситуацию в армии и внутри страны.

2. Офицеры армии Листа (речь идет о фельдмаршале Зигмунде Вильгельме Листе), владеющие русским языком, отозваны в Берлин для прохождения специальной подготовки, после чего будут направлены на границу СССР. В помощь им будут приставлены белогвардейцы, знающие Украину.

3. Немецкая разведка в СССР предоставляет полную информацию по всем вопросам.

4. Германия не допустит заключения соглашения между СССР и Турцией».

Из того же документа видно, что «Зевс» — это полковник Леонид Середа, исполняющий обязанности помощника военного атташе в Софии, а фактически один из руководителей советской военной резидентуры в Болгарии.

Как известно, изначально русская церковь в столице задумывалась просто как часовня тогдашнего здания российского посольства. Здание, в котором размещалась миссия, расположено в непосредственной близости как от дворца (примыкающего к нему), так и от церкви. В связи с этим, по мнению знающих людей, весьма, вероятно, что храм, будучи ночлежным домом, хранит и другие тайны. Например, и сегодня в саду за церковью и перед входом в бывшее посольство, в котором сейчас находится роскошный ресторан «Дом Москвы в Софии», стоит небольшое, похожее на бункер здание. Оно четырехэтажное, а на втором уровне соединен с главным зданием секретным переходом. На самом нижнем, четвертом подземном этаже находится бомбоубежище. От него также вырыт туннель – в обратную сторону. И в настоящий момент этот проход заперт металлической дверью, и о ней на протяжении многих лет ходили разные легенды — то ли она ведет во дворец (вряд ли, зная, какие у нас были отношения с Советской Россией до 9 сентября 1944 года), то ли к противоположной стороне бульвара «Царь Освободитель» — рядом с гостиницей «Болгария». Однако наиболее логичной кажется гипотеза, высказанная сотрудниками БАН, работавшими в 1980-е годы в здании дипломатической миссии, превращенном в научный институт. А дело в том, что секретный туннель был связующим звеном между церковью и бывшим посольством, и скорее всего другой его конец выходит прямо в храм.