Рост цен на электроэнергию в Болгарии не за горами

0
184
Цены на электроэнергию в Болгарии для населения наименьшие в ЕС

В ближайшее время ожидается рост цен на электроэнергию в Болгарии, КЕВР ожидает резкого скачка цен на на этот вид энергоносителей.

Как сообщает bourgas.ru, в ближайшее время ожидается рост цен на электроэнергию в Болгарии, КЕВР ожидает резкого скачка цен на на этот вид энергоносителей. Как сказано в сообщении Комиссии по регулированию энергетики и водных ресурсов (КЕВР), она направила сегодня министру энергетики свое мнение по проекту закона о внесении изменений и дополнений в закон об энергетике, подготовленному отраслевым министерством и предложенному к обсуждению.

Проанализировав проект и обоснования его, комиссия установила, что предусматривает полную либерализацию оптового рынка электроэнергии к концу 2023 года, сохраняя при этом внутренних потребителей на регулируемом рынке до 2026 года. Регулировать предлагается переходный рынок модель, которая будет действовать до тех пор, пока не будет проведена полная либерализация оптового и розничного рынка. В связи с этим КЕВР выражает принципиальное несогласие с предлагаемой моделью рынка в целом, а также с отдельными положениями.

По мнению комиссии, определение готовности к производству электроэнергии производителей согласно ст. 21, абз. 1, п. 21 Закона об регулировании энергетики и цен является основным и наиболее важным инструментом регулирования для поддержания предсказуемых и стабильных цен на электроэнергию для конечных потребителей. В КЕВР считают, что отмена регулирования должна происходить постепенно, в виде плавного переходного периода в течение как минимум 2-3 лет, а не внезапно, как это предусмотрено проектом законодательных изменений. Комиссия по регулированию энергетики и водных ресурсов поясняет, что это необходимо, поскольку на данный момент все еще существуют значительные различия в уровнях цен регулируемого и свободного розничных рынков электроэнергии, которые могут даже увеличиться в условиях полной непредсказуемости таких ключевых факторов, как геополитическая ситуация, спрос на энергию во всем мире, действия основных центральных банков и т. д. По мнению комиссии, полностью преодолеть эти различия невозможно — ни добавлением новых обязательств Фонда безопасности энергосистемы, ни временным сохранением регулируемого розничного рынка в модифицированном варианте, как это предлагается в проекте. По мнению КЕВР, вместо сбалансированного изменения регулируемых цен до их выравнивания с ценами на свободном рынке, предлагаемая модель в текущей рыночной ситуации приведет к резкому скачку цен для конечных потребителей уже с 1 января. 2024 г., который может быть перенесен не позднее — не позднее 1 января 2026 г., если не предусмотрен механизм предоставления дополнительного финансового ресурса в Фонд безопасности электроэнергетической системы.

Комиссия ожидает, что отмена регулируемого оптового рынка с 1 января 2024 г., в середине текущего периода регулирования (1 июля 2023 г. — 30 июня 2024 г.), создаст непреодолимые трудности, особенно для конечных поставщиков — обеспечить необходимые объемы электроэнергии для покрытия потребления конечных бытовых потребителей.КЕВР считает нереальным до 1 января 2024 года и даже после того, чтобы эти поставщики смогли выполнить требование пункта 4 статьи 97 проекта по заключению договоров на приобретение электрической энергии из низкоэмиссионных источников на 60% от их необходимого объема электрической энергии.Регулятор добавляет, что данные сделки осуществляются в соответствии с пунктом 8 пункта 2 статьи 103 законопроекта о внесении изменений и дополнений в Закон об энергетике. должно быть заключено специальный сегмент платформы двусторонних договоров организованного биржевого рынка электроэнергии, который не может быть создан не только до 1 января 2024 года, но и, возможно, после этой даты.

В заключении также говорится, что существует риск того, что из-за изменений КЕВР не сможет утверждать цены для поставщиков электроэнергии с 1 января 2024 года. По мнению регулятора, в случае сохранения в проекте концепции предлагаемого переходной рыночной модели, которая будет действовать до тех пор, пока не будет проведена полная либерализация оптового и розничного рынка и не будет учтено принципиальное несогласие, выраженное комиссией в целом, целесообразно предусмотреть более длительный срок для отмены регулируемого рынка. оптовом рынке, учитываться к концу начавшегося ценового периода — 30 июня 2024 года и, соответственно, самой ранней датой — 1 июля 2024 года.

В заключении также выражается категорическое несогласие с текстами проекта, согласно которым КЕВР не будет иметь полномочий контролировать затраты поставщиков, в том числе эксплуатационные расходы, затраты на балансировку, затраты по безнадежным долгам, потенциальные потери от перепродажи купленной электроэнергии на краткосрочных рынках и т.д. Регулятор считает нереалистичным ожидать от конечных поставщиков сохранения своих затрат в разумных пределах из-за риска потери клиентов в результате принятия более привлекательных предложений от конкурентов — трейдеров электроэнергии. В этом направлении проект создал предпосылки для нерыночной коммерческой деятельности.