Сколько будет стоить «бесплатное» высшее образование в Болгарии

0
125
Министерство образования и науки Болгарии
Министерство образования и науки Болгарии

Сегодня многие задаются вопросом о том, сколько будет стоить «бесплатное» высшее образование в Болгарии, а тем временем новость об отмене платы за обучение в государственных университетах не могла не порадовать более 180 000 студентов и докторантов, обучающихся по госзаказу.

Как сообщает bourgas.ru, сегодня многие задаются вопросом о том, сколько будет стоить «бесплатное» высшее образование в Болгарии, а тем временем новость об отмене платы за обучение в государственных университетах не могла не порадовать более 180 000 студентов и докторантов, обучающихся по госзаказу. Однако для многих ректоров это стало неожиданностью – не было никаких признаков того, что правительство планирует такую ​​меру. По сути, это настолько фундаментально, что полностью изменит болгарскую систему высшего образования.

Ее масштабы никак не соответствовали 10-минутному брифингу, на котором без особых подробностей о ней заявил премьер-министр — Николай Денков — как будто под поверхностью скрывалось нечто большее. Из комментариев присутствовавших ректоров, которые выглядели так, будто только что узнали эту новость, тоже не видно, чтобы она вызвала у них ожидаемый эффект. Хотя эта мера хороша сама по себе, она вряд ли является самым неотложным шагом для решения больших проблем в системе прямо сейчас. А ее заявление в «12 без 5» лишь создало суматоху и запутало академическое сообщество, предложив ей еще одно фрагментарное решение и породив обоснованные подозрения, что она преследует чисто популистские цели.

То, как было объявлено об отмене платы — неожиданным пресс-релизом Минобразования, за которым последовал символический брифинг, вообще без включения этой темы в повестку дня, определенно расстроило некоторых ректоров. Их подход напоминал времена, когда академик Денков был просвещенным министром и провозглашал грандиозную идею объединения университетов – опять же без предварительного публичного обсуждения, делясь ею лишь с избранными людьми и с ощущением чего-то пониженного и предрешенного, приобретая таким образом десятки врагов вместо обеспечения предварительной поддержки.

В начале своего мандата правители объявили о нескольких приоритетах в сфере высшего образования – введение 3-летнего бакалавриата, уточнение статуса исследовательских, образовательных и профессиональных высших школ, разработка концепции общих ресурсов и т.д. Однако в представленных изменениях в законе о высшем образовании отсутствует все то, что с октября обсуждает рабочая группа в Минобразования. Знающие люди говорят, что только в последние недели рабочая группа обсудила вопрос о снижении сборов. Однако кажется более чем странным, что такое общее изменение не преподносится в более широком формате и сразу же оформляется в законопроект, а остальные поправки, которые так долго рассматривались, не находят в нем места. «Что происходит, почему именно сейчас, что дальше?» – обеспокоенно вопрошают ректоры, которые все еще переваривают новость и пытаются понять, что за ней стоит. Их вряд ли убедят, что им не предложат еще одно фрагментарное решение, которое, помимо того, что введено в неподходящее время, вряд ли решит ключевые проблемы, стоящие перед высшим образованием, которые заключаются не столько в доступности, сколько в качестве, его структура профиля и т. д.

Государственная плата за обучение в высшем образовании была введена в 1999/00 году после тяжелых дебатов. Первоначально их годовая сумма была ограничена 1/3 норматива поддержки обучения на том основании, что она покрывает административные расходы на обслуживание студентов. С годами идея низких комиссий была забыта и произошел поворот в противоположном направлении. Максимальный размер платы в размере до 1/3 стоимости обучения действовал до 2010/11 года, когда он был повышен до 1/2 соответствующих ставок. Год спустя – в 2012 году лимит снова был повышен – до 2/3 стоимости обучения. В 2020 году в формулу расчета вознаграждения также введена комплексная оценка качества, т.е. в университетах более высокого уровня этот лимит приводит к более высокой плате за обучение.

По мнению сторонников низкой платы за обучение, платное образование терпит крах в результате двух крупных тенденций – массового обучения за рубежом и общей демографической катастрофы. По их мнению, введение более высоких платежей ограничивает доступ к образованию и делает высшее образование в Болгарии неконкурентоспособным по сравнению с другими более социальными системами Европы.

«Почти 10 стран ЕС предлагают бесплатное высшее образование», — отмечают в Минобразования и культуры.

Одна из причин бесплатного высшего образования — что это мера по удержанию молодежи в стране — звучит несостоятельно. Молодые люди, которые могут позволить себе обучение за границей, очевидно, имеют средства и не имеют проблем с доступом в наши высшие учебные заведения. Другой – что это повысит качество высшего образования – еще более абсурден. Однако действует третий и основной мотив, направленный на повышение доступности образования для всех лиц независимо от их социального статуса и финансовых возможностей, который отнюдь не мал.

«Хотя стоимость некоторых специальностей не высока, она является объективным препятствием для некоторых людей при поступлении в вуз. Существенная разница между платой за обучение по отдельным специальностям и в разных вузах является препятствием для равного распределения студентов по территориальный принцип и причина нехватки специалистов по одним специальностям за счет избытка по другим», — говорят импортеры.

В своих рассуждениях они заявляют, что отмена платы обеспечит равный доступ к высшему образованию и увеличит количество обучающихся студентов, что в долгосрочной перспективе приблизит нас к стратегической цели по увеличению количества людей с высшим образованием. Болгария фактически отстает от средних значений по ЕС по доле выпускников вузов в возрасте от 30 до 34 лет — всего 33,4% в 2022 году, тогда как средний показатель по ЕС составляет 42,8%.

«Болгария просто выпадает с европейской карты высокообразованных стран. Мы банановая республика. Мы не должны просить плату за то, что не пользуется достаточным спросом в то время, когда нам срочно необходимо повысить уровень образования в стране. Страна. Нам нужно как можно больше людей, чтобы получить более высокий уровень. Кто будет за это платить — вопрос второстепенный. Это экономика знаний. Лучше человек, который поступил в университет, чем человек, который не умеет читать графики, нет важно, что они изучают», — говорят даже сторонники бесплатного высшего образования. И в Минобразования указывают аналогичный мотив — что это позволит студентам «сделать выбор будущей профессии, исходя из личных предпочтений и способностей».

Но разве это самое главное в то время, когда университеты борются за новую модель финансирования, увеличение финансирования качества, премий и капитальных расходов, а профсоюзы готовят забастовки по заработной плате? «Если мне придется выбирать, куда должны пойти эти многие миллионы, я не буду выбирать плату за обучение. Есть более насущные вещи. Одна из них — решить проблему с огромной разницей коэффициентов между профессиональными сферами», — прокомментировал он.

Бывший ректор ГУ профессор Анастас Герджиков. «Если те же средства будут выделены на стипендии, их можно будет использовать для стимулирования обучения на более высокие результаты или обучения наиболее важным для экономики и общества и наиболее дефицитным профессиям», — считают его коллеги.

По мнению сторонников высокой платы, участие студентов и принятие на себя большего финансового бремени повышает мотивацию и оправдано с точки зрения будущих выгод, которые получат выпускники. По их словам, плата за обучение в нашей стране уже относительно невысока — средняя плата за семестр около 1050 левов — это менее половины среднемесячной зарплаты, поскольку большую часть обучения финансирует государство.

«Вы получаете то, за что платите. Вы вряд ли пропустите лекцию, если заплатили за нее из своего кармана, но если она гарантирована, вам может быть лень идти. Когда нам дают что-то «бесплатное», мы Мы менее требовательны и преданы делу. Так мы устроены», — говорят они.

Некоторые аналитики сомневаются, что отмена платы существенно улучшит доступ к высшему образованию, которое в настоящее время гарантируется государственными кредитами.

«Любой студент, который не может позволить себе оплату, в настоящее время может взять гарантированный государством кредит независимо от его имущества и финансового положения. Равный доступ к студенческим кредитам обеспечивает равный доступ к высшему образованию. Равный доступ к высшему образованию не означает Бесплатное образование. Отмена платы фактически противоречит цели гарантированной государством системы студенческих кредитов», — говорят они.
«Если отмена платы не повлияет на проценты и не приведет к увеличению числа студентов, поступающих в вузы, то это окажется лишь социальной мерой, а не образовательной», — отмечают другие.

Среди больших сюрпризов, связанных с этой мерой, — ее финансовый аспект. Если оставить в стороне спешку с его вступлением в силу со второго семестра (начиная через несколько дней), из-за которой студенты и ректоры задаются вопросом, должны ли они платить за обучение сейчас или нет, быстрое обнаружение 150 миллионов левов для покрытия сборов кажется совершенно фантастическим, который министр финансов, видимо, держит в заднем кармане. «В этом году впервые 50 миллионов левов не дали за качество. Мы просили 7 миллионов левов на повышение зарплаты сотрудникам вуза. Сейчас выторговываем повышение минимальной зарплаты ассистенту. Как вдруг они нашли 150 миллионов левов, и почему они не вложили деньги в бюджет 2024 года», — недоверчиво спрашивают ректоры.

В массовом порядке они продолжают скептически относиться не только к тому, передаст ли в этом году СК им деньги за гонорары, но и будет ли это гарантировано на последующие годы. «Например, у нас есть 2 миллиона левов доходов от сборов. А в следующем году нам дадут именно столько? Я не верю», — говорит ректор.

«Даже если в ближайшее время будут приняты изменения в закон о высшем образовании, посредством которых будет отменена плата за обучение, в нем нет возможности указать, что они будут покрыты за счет бюджета. Где будет сказано, что плата за обучение будет быть покрытым на долгие годы чудесами другого. И то, что написано, не всегда выполняется – в законе может быть сказано, что за качество дается определенный процент, но этого не происходит.

Отсутствие подробных финансовых оценок также является поводом для беспокойства. «Если сейчас один университет взимает плату за обучение по данной специальности в размере 200 лв., а другой — 800 лв. за ту же специальность, покроет ли государство обоих вузов указанные суммы? Будет ли то же самое в следующем году, как будет ли оцениваться цена обучения по той или иной специальности в различных вузах?» — спрашивают ректоры. (по данным источников оперативной группы, ответ был, что будет дано что-то «усредненное»). В обосновании изменения в Минюсте пишут, что оно не приведет к негативным финансовым последствиям для вузов, так как им будут возмещены суммы платы за обучение, будет увеличен норматив поддержки обучения, в штате ожидается даже более высокий учебные заведения, которые до сих пор не заполнили места по госзаказу, получить дополнительный доход от возможно большего числа студентов.

Однако университеты обеспокоены тем, что отмена платы не увеличит финансирование высшего образования, за которое они борются (не говоря уже о обсуждении новой модели финансирования). Напротив, можно ожидать, что деньги на высшее образование, которые в настоящее время являются самыми низкими в ЕС, могут сократиться в ближайшие годы, если государственный бюджет, как это часто бывает, не обновит компенсацию отмененных сборов. Университеты до сих пор зализывают раны от недофинансирования последних 2-3 лет, когда государству приходилось добавлять дополнительные средства, когда бы и как бы оно ни решило, чтобы обеспечить согласованные минимальные зарплаты ассистентов.

Над их головами нависла и угроза идеи объединения университетов, которая недавно была заменена более приемлемым термином – «концепцией общих ресурсов».

«Мы лишены основного источника средств. 100-процентный контроль остается в Минобразования. Все становятся одинаковыми… и ненужными. Удар, особенно по частным вузам, будет полным. Судя по всему, в этом и состоит намерение Денкова — банкротства и закрытия университетов», опасаются некоторые. Неизвестно, чем им угостит министр финансов, выразив свое личное мнение о том, что целесообразнее воспользоваться бесплатным образованием более сбалансированно, например, по программе «Стамболов».

«Если вы воспользуетесь 5-летним бесплатным обучением, то вы обязаны отработать 2-3-4 года в Болгарии, чтобы страна могла вернуть вложенные средства в студента», — уверен Асен Василев.

Отмена платы не должна быть самоцелью, а должна быть увязана с «правовыми изменениями, связанными с контролем качества высшего образования, с целью гарантировать законность и целесообразность предоставляемого бюджетного ресурса», также написали в Минюсте в своих причинах. Какими они будут? Сюрпризы еще впереди.