Скандал с Русской Церковью в Софии пока не утихает

0
276
Русский храм в Софии - Святителя Николая - не является российским
Русский храм в Софии - Святителя Николая - не является российским

На сегодня можно заявить о том, что скандал с Русской Церковью в Софии пока не утихает, высылка 70 сотрудников посольства РФ в Болгарии в конце июня 2022 года не вызвала такого ажиотажа.

Как сообщает bourgas.ru, на сегодня можно заявить о том, что скандал с Русской Церковью в Софии пока не утихает, высылка 70 сотрудников посольства РФ в Болгарии в конце июня 2022 года не вызвала такого ажиотажа. Сообщил богослов, профессор — Иван Желев.

«Важно то, что русский храм Св. Николая Мирликийского в Софии открылся для верующих как можно скорее. После того, как камеры будут выстроены, молящиеся должны остаться в своих любимых местах, наедине с Богом, а также со своим небесным заступником преподобным Серафимом Софийским», сообщил богослов.

Он отметил, что на прошлой неделе произошло изгнание из нашей страны представителя Русской Православной Церкви — Московского Патриархата (РПЦ МП) в Болгарии архимандрита Васиана (Змеева) и одновременное закрытие Русской церкви Св. Николая Мирликийского» в Софии. Мне кажется, что высылка 70 сотрудников посольства РФ в нашей стране в конце июня 2022 года не вызвала такого ажиотажа. Возможно, больший отклик обусловлен двумя причинами.

Во-первых, в шпионаже были обвинены не дипломаты, как это обычно бывает, а два священника РПЦ МП, деятельность которых должна быть далека от подобных вещей.

Во-вторых, русская церковь в Софии была закрыта в связи с экстрадицией архимандрита Васиана, и это серьезно повлияло на религиозный интерес, вообще говоря, многих тысяч болгарских граждан, сказал богослов.

Проф. Желев сказал, что этот интерес, для сведения непосвященных, связан не столько со службами в самой русской церкви, сколько с почитанием преподобного Серафима (Соболева), известного под своим русским титулом Богучарский или как святой. Преподобный Серафим Софийский (1881-1950). Он был похоронен в подвале храма, и с самого начала его могила стала местом поклонения бесчисленному количеству верующих, в основном болгар, но также христиан из России, Греции, Сербии, Республики Северная Македония и других. Многие из них уверенно заявляют, что получили помощь Божию после того, как помолились у гроба преподобного Серафима о его молитвенном заступлении.

«Однако сейчас высказываются наши ведущие политики и высокопоставленные государственные служащие, специалисты в различных областях, компетентные люди, а также и другие люди, которые не имеют понятия об этом вопросе, занимая позицию и осуждая отдельных лиц и учреждения. Компетентность сменилась эмоциями. и мнения были высказаны публично без проверки фактов и даже без знания фактической стороны всего дела», — прокомментировал профессор Иван Желев.

Русская церковь в Софии построена для нужд посольства Российской империи и поэтому невелика. Она была возведена на площади между бульваром «Царь Освободитель» и улицами «Георгий Раковский», «Георгий Бенковский» и «Московская» (или площадью Николая Гяурова), для удовлетворения религиозных нужд сотрудников посольства.

По такому образцу в нашей столице построены румынская церковь «Св. Троица» на улице Князя Бориса I и греческая церковь «Св. Георгия» на бул. «Македония». Несмотря на меняющуюся судьбу российского (на протяжении десятилетий советского) посольства и его отношение к храму, право собственности на этот российский храм никогда не оспаривалось. Согласно документам, опубликованным в последние дни, видно, что участок под строительство храма был пожертвован муниципалитетом Софии, и это пожертвование не может быть оспорено, сообщил профессор Желев.

Он напомнил, что после восстановления дипломатических отношений между СССР и Королевством Болгария в 1934 году советское посольство поставило условие, чтобы русская православная община покинула комплекс зданий посольства. Потому что в него пришли многие бывшие офицеры и солдаты русской царской армии, а также русские дворяне — все идейные противники советской власти. Тогда по согласованию с Софийской митрополией последняя предоставила русской православной общине в столице церковь Св. Николая Мирликийского на улице Калояна, а болгарская православная община из этой церкви перешла в отделившуюся тем временем русскую церковь.

Но, к сожалению, во время англо-американской бомбардировки Софии 30 марта 1944 года была разрушена болгарская церковь «Св. Николая» на улице Калояна и в ней даже умер русский священник. Сама русская церковь также пострадала от бомб. Фактически обе церковные общины, болгарская и российская, остаются без своих церквей. Русская церковь сравнительно меньше пострадала и была перестроена, а вот болгарская была полностью снесена и в конце ее участка была построена небольшая часовня, посвященная Святителю Николаю, которая в конце 60-х годов века была несколько расширена и сейчас существует как маленький храм. А на основной части участка, «правильно национализированной», был построен центральный магазин государственной торговой компании.

Он пояснил, что в 1945 году при решительном содействии РПЦ Константинопольский Вселенский Патриархат после 73 лет раскола (исключения из общения с другими поместными Православными Церквами) признал автокефалию, то есть независимость Болгарской Православной Церкви ( БПЦ), и это сделало возможным для двух церквей – БПЦ и РПЦ – иметь регулярные отношения.

Русская Православная Церковь уже приняла в общение русские православные общины «белой» эмиграции в Болгарии, ведутся переговоры о передаче их храмов и монастырей БПЦ, состоявшихся в 1952 году. Они были построены и содержатся в Болгарии. В этой передаче сделано исключение для русской (некогда посольской) церкви в Софии. В том же 1952 году она была объявлена ​​Русской Православной Церковью своим церковным представителем в нашей стране. Взамен в Москве была передана русская церковь в качестве резиденции представителя болгарской церкви. Но этот храм принадлежит не болгарскому посольству, а Московской (церковной) епархии, причем только настоятелем является болгарский клирик, назначаемый Болгарским синодом (коллективным органом управления церковью).

Точно так же в Бухаресте Румынская православная церковь предоставляет болгарской православной общине церковь, в которой служит представитель болгарской церкви, поскольку болгарская церковь там тем временем разрушена. С Греческой православной церковью такие отношения не налажены, и в их посольскую церковь в Софии несколько раз в год приезжает греческий священник, чтобы служить по самым большим праздникам. Однако у БПЦ нет ни собственного храма, ни своего представителя в Греции.

Священники Русской и Румынской Православных Церквей направляются их синодами и объявляется только о назначении соответствующего священника. Поскольку у меня были впечатления с 1960-х годов, эти представители церкви работали совместно с посольствами своих стран, без видимой напряженности в наших двусторонних отношениях. Исключение составил игумен Филипп (Васильцев, служивший с 2011 по 2018 год), при котором болгарские священники были исключены из Русской Церкви (к сожалению, по согласованию с Софийской митрополией). И большинство постоянных болгарских молящихся в церкви ушли вместе с ними, а также часть русских в знак солидарности со своими болгарскими духовными братьями и сестрами. Архимандрит Васиан продолжил эту политику дифференциации и подчеркивания того, что «это русский храм», прокомментировал богослов.

«Мне не известно, были ли официальные обвинения в необычной деятельности в адрес представителей русской церкви в Софии, за исключением нынешнего дела с архимандритом Васианом. Хотя в церковных кругах были такие сомнения в отношении его предшественника игумена Филиппа, но это было ни к каким мерам со стороны болгарских властей», — заявил профессор Иван Желев.

Что следует делать с этого момента?

«Главное, чтобы русский храм в Софии открылся для верующих как можно скорее», — рекомендовал богослов.

Он напомнил, что на второй день после изгнания архимандрита Васиана Болгарский Патриарх и Софийский митрополит Неофит назначил ему священников, готовых служить в русской церкви при условии ее открытия.

«Но это решение патриарха является поспешным и не учитывает реалий. В храме-представителе РПЦ наши священнослужители могут служить только с согласия РПЦ или ее представителя. То же самое касается и храмов других стран. церкви. Хотя он и обслуживает территорию Софийской митрополии, иностранный священник автономен. Такова практика этих представительств. Они функционируют одинаково везде: в Стамбуле и в Афинах, в Дамаске и в Александрии, в Бухаресте и Москве», — пояснил профессор Иван Желев.

По его словам, РПЦ вряд ли хочет разрывать эти церковно-дипломатические отношения, поэтому обязательно направит своего нового представителя. Но никто не знает, когда это произойдет.

«Возможно, они тянут, чтобы усилить напряженность в Болгарии», — резюмировал богослов Иван Желев.