порты Варны и Бургаса «забыли» передать в концессию

0
156
День рождения празднует крупнейший порта Болгарии – Варна-Запад

Как оказалось, порты Варны и Бургаса «забыли» передать в концессию из-за этого ДП «Портовая инфраструктура» накапливает убытки.

Как сообщает bourgas.ru, как оказалось, порты Варны и Бургаса «забыли» передать в концессию из-за этого ДП «Портовая инфраструктура» накапливает убытки. Об этом сообщила Счетная палата.

Болгария – страна абсурда, и случай с портами – еще один тому пример. В аудиторском отчете Счетной палаты говорится, что 20 лет назад был принят закон, который обязывал государство проводить конкурсные процедуры и находить концессионеров для крупных морских и дунайских портов. Однако законодательные положения «проспали» длинной чередой министров транспорта, и на сегодняшний день некоторыми наиболее важными портами управляют государственные предприятия, «назначенные» много лет назад якобы временно, только до проведения тендеров по концессионерам. проводятся.

В 2006 и 2007 годах тогдашний министр транспорта заключил контракты с четырьмя «портовыми операторами» — государственными компаниями «Порт Варна» ЕАД, «Порт Русе Комплекс» ЕАД, «Порт Видин» ЕООД и «Порт Бургас» ЕАД.

Эти контракты действуют более трех пятилетних периодов, что противоречит закону, который требует объявлять конкурсы на портовые комплексы для поиска лучших концессионеров. Перечисленные госкомпании, «выбранные» линейным министром, управляют морскими и речными станциями и взимают плату за предоставляемые услуги, не участвуя в конкурсных процедурах. Такая ситуация противоречит двум законам — о концессиях и о портах, которые требуют проведения концессионных конкурсов и обеспечения равного доступа к рынку портовых услуг и повышения эффективности, отмечают аудиторы Счетной палаты.

В действующих контрактах нет никакой экономической и рыночной логики — установлены низкие ежегодные сборы, которые государственные компании — операторы портов уплачивают государственному предприятию «Портовая инфраструктура» за использование инфраструктуры, на которое возложено обеспечение покрытия строительно-ремонтные работы, осуществляемые операторами в портах. Это ставит ДППИ в финансовую ловушку и обрекает ее на убытки.

Аудиторы отмечают, что у Министерства внутренних дел и коммуникаций существует практика написания амбициозных ежегодных инвестпрограмм, которые затем не реализуются из-за нехватки средств. Таким образом, обновление и модернизация портов отстают.

На практике государственные компании, управляющие портами Варны, Бургаса, Русе и Видина, находятся в более выгодном положении, чем частные компании, имеющие концессионные контракты на другие порты. Последние конкурировали в концессионных процедурах и были выбраны потому, что предлагали платить государству самые высокие пошлины и делать самые серьезные инвестиции – за свой счет, а не за счет ДППИ.

Концессионные контракты предусматривают периодическое обновление размера сборов, которые концессионеры должны государству. Контракты с госкомпаниями не предусматривают модернизации. Кроме того, им разрешено сдавать активы в аренду и пополнять свой доход. На этом фоне DPPI систематически сообщает об отрицательном финансовом результате, и в конце 2021 года убыток уже превысил 90 миллионов левов.

По информации Минтранса, Концессионным планом на 2021-2027 годы предусмотрены процедуры концессии портовых терминалов, подготовительные мероприятия были начаты в 2019 году, но концессионеры не выбраны.

По итогам проверки ДП «Портовая инфраструктура» Счетной палатой выданы следующие рекомендации:
— министру транспорта принять меры по предоставлению концессий для портовых терминалов, находящихся в ведении государственных портовых операторов;
— до предоставления концессий изменить договоры с государственными операторами, актуализировать ставки за тонну переработанного груза и количество обслуженных (пропущенных) пассажиров, на основании которых определяется вознаграждение, которое операторы должны ДППИ за использование мощностей (активов) определяется ) – публичная государственная собственность;
— вознаграждение должно быть связано с доходом, который операторы получают от сдачи в аренду части объектов, предоставленных им в пользование;
— строительно-ремонтные работы, осуществляемые операторами порта на предоставленных им в пользование объектах — государственной государственной собственности, должны оплачиваться ими, а не ДППИ.