Что делают со скорлупой пасхальных яиц в Болгарии?

0
545
Что делают со скорлупой пасхальных яиц в Болгарии
Что делают со скорлупой пасхальных яиц в Болгарии

Сегодня в день Великой Пасхи многие из нас будут кушать крашеные яйца, а вот что делают со скорлупой пасхальных яиц в Болгарии — знают далеко не все.

Как сообщает bourgas.ru, сегодня в день Великой Пасхи многие из нас будут кушать крашеные яйца, а вот что делают со скорлупой пасхальных яиц в Болгарии — знают далеко не все.
Скорлупа пасхальных яиц представляет собой важный символический элемент традиционных верований и обрядов, а также врачебных практик, говорит этнограф, заместитель директора Краеведческого музея в Разграде — Даниэла Ганчева.

С ее слов, согласно народным поверьям, часть сохранившейся скорлупы пасхальных яиц в прошлом бросали на крышу, ближе к солнцу, чтобы год был урожайным.

В некоторых деревнях их наклеивали на двери или на стены хлева для животных, чтобы уберечь от болезней.

В других поселениях в Разградско скорлупу новых пасхальных яиц, смешанную с едой, давали курам или другим животным для увеличения производства.

В Дряновце их бросали на ульи, чтобы получить более высокие урожаи меда, рассказал этнограф. Она добавила, что также знакома с запретом есть на Пасху целое яйцо. Считалось, что те, кто его не соблюдает, получат язвы.

«Части пасхальных яиц также были сохранены для украшения ритуальной статуэтки под названием Германчо». Эта фигура используется во время немецкого обряда дождя. Только для этнографической группы капанси характерно, что этот обряд, кроме случаев длительной засухи, совершается и через девять дней после Пасхи», — пояснила Ганчева.

Пасха также связана с обычными визитами молодых семей. Молодая невеста должна была посетить свою крестную и принести ритуальный хлеб, красные яйца и красное вино. По словам Ганчевой, такие же подарки она приготовила и для своего крестного отца, тестя и свекрови. По ее словам, в большой праздник в воскресенье, помимо обязательного посещения церкви, приветствий «Христос воскресе» и «Воистину воскресе», целования руки и вознесения уважения ближнему, люди устраивали всеобщие гулянья, в сопровождении пасхальных мегданцев.

Даниэла Ганчева отметила, что большая часть традиционного пасхального обряда не соблюдается в наше время. Исчезли привычные посещения, общесельские гуляния, ритуальные хлеба заменены козунацами, а с крашеными яйцами не совершаются ритуальные действия, отмечает этнограф.

Она добавила, что основные моменты календарного обряда местной этнографической группы звероловов в Разградско представлены в постоянной экспозиции «Традиционный быт и культура звероловов» в Этнографическом музее. Сцены пасхального приема переносят гостей в прошлое. Показаны различные вариации пасхальных яиц и праздничного лаваша, называемого рулетом или чупником. Специфическая этнографическая черта германского обычая дождя раскрывается через основных ритуальных лиц и богатый ритуальный реквизит.