Болгария выкатывает около 228 миллионов литров дизельного топлива в месяц

0
138
топливо в Болгарии
топливо в Болгарии

Сегодня в месяц Болгария выкатывает около 228 миллионов литров дизельного топлива, но несмотря на стабильно высокие цены, в 2023 году потребление топлива достигло новых рекордов.

Как сообщает bourgas.ru, сегодня в месяц Болгария выкатывает около 228 миллионов литров дизельного топлива, но несмотря на стабильно высокие цены, в 2023 году потребление топлива достигло новых рекордов. Об этом свидетельствует обзор данных НАП, распространяемых национальной статистикой. Эластичность потребления остается низкой, за исключением автомобильного газа, где связь между ценой и объемами продаж также была сильной в течение прошлого года. Об этом пишут экономисты ИПИ в своем еженедельном информационном бюллетене.

Данные о потреблении позволяют сделать несколько важных выводов. Прежде всего, дизельное топливо явно занимает ведущее место в болгарском потреблении, поскольку в большинство месяцев оно вдвое превышает общий объем проданного бензина и газа, а за весь период, за который предоставляет данные НСИ, оно колеблется от 170 до 270 миллионов литров в месяц. . При этом потребление газа и бензина крайне близкое — 50-60 миллионов литров в месяц. Среднемесячные значения в 2023 году достигнут самых высоких значений с 2019 года – 228 миллионов литров дизеля, 58 миллионов литров бензина и 61 миллион литров газа. Однако примечательно, что, хотя продажи бензина и дизельного топлива выше, чем до коронакризиса, среднемесячное потребление газа еще не достигло уровня 2019 года.

Потребление всех трех видов топлива остается весьма цикличным с отчетливыми пиками в летние месяцы. Исключением из обычного годового цикла является весна 2020 года, когда ограничения на поездки и неопределенность после первой волны COVID-19 в стране привели к резкому сокращению внутреннего трафика, особенно частных автомобилей, что также объясняет большее снижение цен на бензин и Расход сжиженного нефтяного газа по сравнению с дизельным топливом.

Динамика среднемесячных цен на топливо в 2023 году демонстрирует устойчивую умеренность, но на уровнях, значительно более высоких, чем в начале пандемии Covid. В то время как падение спроса в 2020 году приводит к снижению конечных цен на дизельное топливо и бензин порядка 30-40 центов, пик неопределенности в 2022 году приводит к рекордам до 3,30 лв./литр в среднем в месяц. В 2023 году снижение цен на международных рынках также повлияет на потребительские цены в Болгарии: среднемесячные цены останутся в диапазоне 2,40-2,70 лв./литр.

На региональном уровне потребление топлива зависит как от численности населения, так и от степени экономического развития. Если в столице ежегодно он превышает 700 миллионов литров, а в Пловдиве – 400 миллионов, то в более мелких районах, таких как Силистра и Смолян, он не превышает 50 миллионов литров. Примечательно также, что на крупных территориях выше доля бензина и СУГ, что, скорее всего, является следствием меньшего среднего возраста автопарка.

В экономике взаимодействие между ценами и потреблением описывается термином «эластичность» — степень, в которой рост цен на товары и услуги приводит к сокращению потребления и наоборот — снижение цен приводит к увеличению потребления. Соответственно, спрос на товар может быть эластичным и сильно зависеть от динамики цен, как, например, в случае с некоторыми предметами роскоши и одеждой, или неэластичным, как в случае с лекарствами и табачными изделиями. и дизтоплива в Болгарии приводит к, казалось бы, нелогичным выводам – тенденция роста средних цен, потребления выше, однако это, скорее всего, отражает не столько чувствительность цен, сколько ярко выраженная сезонная динамика спроса, которая также подталкивает цены вверх летом. Только по сжиженному нефтяному газу зависимость идет в ожидаемом направлении – рост цен приводит к снижению потребления – но причина этого, скорее всего, в том, что автомобили, использующие его, почти всегда можно заменить бензином, а автогаз предпочтительнее, потому что разницы в цене с бензином.

Как видно из данных Национального агентства по доходам, устойчиво высокие цены на топливо не являются ограничением потребления, что в значительной степени, вероятно, также связано с ростом номинальных доходов и стабильно низким уровнем безработицы в стране. Поскольку никаких краткосрочных факторов, которые, по-видимому, не приведут к устойчивому снижению до уровня 2019 года или рекордно низкого уровня в 2020 году, будущее владения Бургасским нефтеперерабатывающим заводом создает дополнительную неопределенность.