1 января цены на электроэнергию в Болгарии могут вырасти

0
177
Цены на электроэнергию в Болгарии для населения наименьшие в ЕС

Существует реальная опасность того, что с 1-го января 2023 года цены на электроэнергию в Болгарии могут серьезно вырасти, это в первую очередь связано с либерализацией рынка, предложенной в Законе об энергетике.

Как сообщает bourgas.ru, существует реальная опасность того, что с 1-го января 2023 года цены на электроэнергию в Болгарии могут серьезно вырасти, это в первую очередь связано с либерализацией рынка, предложенной в Законе об энергетике. Об этом предупредила Комиссия по регулированию энергетики и водных ресурсов (КЕВР) по поводу изменений, предложенных Минэнерго в Законе об энергетике. Они предусматривают постепенную либерализацию рынка электроэнергии для населения в ближайшие два-три года.

КЕВР выражает несогласие с предложенной моделью рынка. Согласно этой модели, с 1 января 2024 года НEK больше не будет государственным поставщиком электроэнергии, а КЕВР не будет назначать производителям электроэнергии ежемесячную доступность для предложения на регулируемом рынке. На первом этапе либерализации — с 1 января 2024 года по 1 января 2026 года — предусматривается, что ЭЭС будут покупать бытовую электроэнергию на бирже и продавать ее по ценам, регулируемым КЕВР, с разницей в более высокой закупочной цене и Цена реализации для домохозяйств покрывается за счет компенсации из Фонда безопасности электросистемы. После 1 января 2026 года все бытовые потребители, как и предприятия, выйдут на свободный рынок, а тем временем будут приняты правила, помогающие домохозяйствам с низким уровнем энергопотребления.

КЕВР обеспокоен тем, что такое изменение с устранением государственного поставщика и заменой его частниками происходит так быстро – буквально за несколько месяцев. Поэтому регулятор рекомендует, чтобы переходный период выхода госпровайдера составлял не менее 2-3 лет.

Одна из больших неопределенностей заключается в том, где будет финансироваться разница цен на регулируемом (для домохозяйств) и свободном (для небытовых потребителей) розничном рынке электроэнергии. По данным КЕВР, чтобы избежать потрясений на рынке бытовой электроэнергии, необходимо дополнительно выделять 1,4 млрд левов на компенсацию. Регулятор предупреждает, что эта сумма может раздуться из-за неопределенной геополитической ситуации, высокого спроса на энергоносители во всем мире, действий основных центральных банков и т. д.

Комиссия также выступает против планов по ликвидации регулируемого оптового рынка в середине отопительного сезона 1 января 2024 года, что может создать «непреодолимые трудности для конечных поставщиков электроэнергии в обеспечении необходимых им объемов электроэнергии бытовым потребителям».

«Нереально, что к началу 2024 года новые поставщики электроэнергии для домохозяйств смогут заключать договоры на закупку электроэнергии из низкоэмиссионных источников за 60% необходимых им объемов электроэнергии – сегмент биржевого рынка, который еще не создан», — также говорит KEVR.

КЕВР обеспокоен тем, что больше не будет контролировать расходы на поставщиков электроэнергии для домохозяйств. Это создавало предпосылки для нерыночного поведения и коммерческой практики, направленной на получение сверхприбылей. Таким образом, цены на электроэнергию для бытовых потребителей могут подскочить необоснованно высоко, а вместе с ними и расходы на компенсацию.