Сегодня, закон «О бюджете Болгарии на 2026 год» уже в парламенте, депутаты Комитета по бюджету и финансам Народного собрания приступили к его рассмотрению.
Как сообщает bourgas.ru, сегодня, закон «О бюджете Болгарии на 2026 год» уже в парламенте, депутаты Комитета по бюджету и финансам Народного собрания приступили к его рассмотрению. Проект внесён Советом министров.
Бюджет на 2026 год подготовлен в соответствии с принятым первым Национальным среднесрочным фискальным и структурным планом Республики Болгария на период 2025–2028 годов, который содержит политику, приоритеты, реформы и инвестиционные планы на среднесрочную перспективу, что также нашло отражение в документах о государственном бюджете.
В связи с введением евро с 1 января 2026 года информация и документы о бюджетной процедуре на 2026 год подготовлены в евро по официальному обменному курсу в соответствии со ст. 5 Закона о введении евро в Республике Болгария – 1,95583 лева за 1 евро.
Прогнозы на период 2026–2028 годов отражают тенденции осеннего макроэкономического прогноза развития национальной экономики, основные предположения и оценки влияния дискреционных мер регулирования доходов и расходов.
Осенний макроэкономический прогноз на этот период, подготовленный Министерством финансов (МФ), прогнозирует рост экономики на 2,7% в 2026 году. В период 2027–2028 годов рост ВВП ожидается в пределах 2,5–2,4%.
Ожидается, что среднегодовая инфляция в 2026 году будет близка к показателю 2025 года – 3,5%, и замедлится до 2,9% в 2027 году и до 2,5% в 2028 году. Прогноз также был подтвержден Бюджетным советом. Он близок к ожиданиям международных организаций, таких как ЕС, ОЭСР и другие.
Размер сальдо бюджета в рамках консолидированной фискальной программы (КФП), выраженный в доле ВВП, в прогнозируемом периоде 2026–2028 годов составляет дефицит в размере 3,0% ВВП в 2026 году, 2,8% ВВП в 2027 году и 2,4% ВВП в 2028 году. Поддержание уровня дефицита в установленных пределах гарантирует проведение ряда мер политики расходов, подкрепленных соответствующими мерами по доходам.
Исходя из предположений на период 2026–2028 годов, ожидается, что государственный долг достигнет 37,6 млрд евро (31,3% ВВП) в 2026 году, 43,5 млрд евро (34,2% ВВП) в 2027 году и 49,0 млрд евро (36,6% ВВП) в 2028 году соответственно. В 2026 году максимальный размер нового государственного долга, который может быть принят, составляет до 10 млрд евро, в том числе до 3,2 млрд евро в рамках инструмента SAFE для укрепления европейской оборонной промышленности.
Минимальный размер фискального резерва по состоянию на 31.12.2026 установлен в размере 2,4 млрд евро.
С 1 января 2026 года минимальный доход по социальному обеспечению для самострахующихся лиц составляет 620,20 евро. Максимальный доход по социальному обеспечению для всех застрахованных лиц составляет 2300 евро в 2026 году, 2505 евро в 2027 году и 2659 евро в 2028 году.
Налоговая политика будет ориентирована на достижение макроэкономической и бюджетной стабильности в среднесрочной и долгосрочной перспективе и обеспечение необходимых финансовых ресурсов для реализации государственной политики расходов. Основные цели налоговой политики на этот период по-прежнему направлены на поддержание экономического роста, улучшение деловой среды, борьбу с налоговыми злоупотреблениями и повышение фискальной устойчивости.
Объем доходов, грантов и пожертвований в рамках Программы финансирования капитальных вложений (КФП) составляет соответственно 50 402,3 млн евро в 2026 году, 51 546,9 млн евро в 2027 году и 54 745,6 млн евро в 2028 году. Рост в 2026 году по сравнению с ожидаемым уровнем в 44 499,2 млн евро в 2025 году обусловлен главным образом новыми предусмотренными мерами по привлечению доходов и ожидаемым эффектом от этих мер, принятых в 2025 году, который не проявился в полной мере из-за более позднего принятия бюджета на 2025 год.
Объем средств на капитальные расходы в 2026 году составляет 7,020 млрд евро, в том числе 3,165 млрд евро за счет национального финансирования и 3,855 млрд евро за счет европейского финансирования (включая неработающие кредиты).
Планируется продолжить реализацию Инвестиционной программы муниципальных проектов, при этом общий максимальный объём средств, предоставляемых в 2026 году по заключённым договорам на проекты согласно приложению № 3 к проекту закона о государственном бюджете на 2026 год, в том числе на проекты, порученные и реализуемые мэрами районов в городах с районным делением, составит до 920,3 млн евро. Оплата будет осуществляться Болгарским банком развития на условиях и в порядке, определённом актом Совета министров.
При прогнозировании налоговых поступлений учтены следующие предложения по внесению изменений в налоговое законодательство:
Расширение перечня товаров с высоким фискальным риском;
Расширение системы электронного отслеживания перемещения транспортных средств, перевозящих товары с высоким фискальным риском;
Введение налоговой льготы в Закон о налоге на прибыль организаций на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), в соответствии с которой налогоплательщики, осуществляющие НИОКР, будут признавать для целей налогообложения дополнительно 25% расходов на НИОКР в отчетном году при соблюдении определенных условий. В случае образования долгосрочного нематериального актива в результате опытно-конструкторской деятельности налогоплательщику предлагается предоставить право увеличить налоговую амортизируемую стоимость этого актива на 25%;
Продолжение действия нового акцизного календаря ставок акцизов на табак и табачные изделия, введенного с 01.05.2025, в целях сбалансированного, поэтапного повышения ставок акцизов на табак и табачные изделия; Продолжение политики применения налоговых льгот, предусмотренных статьями 22c и 22d Закона о подоходном налоге с физических лиц (для детей и детей с ограниченными возможностями), в увеличенном размере в 2026 году;
Предоставление возможности применения более благоприятного режима амортизации для целей налогообложения электромобилей.
С 1 января 2026 года предусматривается увеличение переменной части платы, предусмотренной статьями 30, пунктами 3 и 4 Закона об азартных играх, за лицензии на организацию азартных игр с 20 до 22 процентов.
Параметры расходов на прогнозный период соответствуют возможностям бюджета по финансированию политики, а также перспективам развития общественной сферы, фискальным целям и приоритетам правительства. Суммарный объём расходов в рамках Программы государственных финансов за рассматриваемые годы составляет соответственно 54 051,9 млн евро в 2026 году, 55 091,2 млн евро в 2027 году и 58 007,1 млн евро в 2028 году.
В соответствии с национальным правилом, предусмотренным пунктом 1 статьи 28 Закона о государственных финансах, расходы составляют 40,1% ВВП в 2026 году, 39,9% ВВП в 2027 году и 40,0% ВВП в 2028 году. Следует отметить, что при применении активированного положения об отступлении в отношении увеличения расходов на оборону возникает эффект, приводящий к снижению этих расходов ниже 40 процентов. Основные направления расходной политики, приводящие к увеличению расходной части бюджета на период 2026–2028 годов, следующие:
Увеличение размера минимальной заработной платы с 1 января 2026 года с 550,67 евро до 620,20 евро.
Обновление пенсий за трудовую деятельность, назначенных до 31 декабря предыдущего года, с 1 июля соответствующего года по так называемому «швейцарскому правилу»;
Увеличение размера пособия на воспитание ребенка до 2 лет с 398,81 евро до 460,17 евро на весь период до 2028 года включительно;
Увеличение размера денежного пособия на воспитание ребенка до 8 лет отцом (усыновителем) с 398,81 евро до 460,17 евро на весь период до 2028 года включительно; Увеличение с 50% до 75% денежного пособия за неиспользование отпуска по беременности и родам в соответствии со статьей 50а Закона о социальном обеспечении, за неиспользование отпуска по уходу за ребенком до 2 лет в соответствии со статьей 54 Закона о социальном обеспечении и за неиспользование отпуска по усыновлению/удочерению ребенка до 5 лет в соответствии со статьей 53d Закона о социальном обеспечении;
Реализация общей политики доходов путем увеличения расходов на персонал в бюджетной сфере на 2026 год на 10% и отмены автоматического механизма определения размера оплаты труда в отдельных секторах, привязанного к средней заработной плате;
Сохранение политики доходов педагогических специалистов в системе дошкольного и школьного образования;
Запуск Программы поддержки ординатуры с финансированием в размере 30,0 млн евро на 2026 год; Средства в бюджетах муниципалитетов увеличились в связи с изменением натуральных показателей в сфере делегированных государством полномочий в области культуры, социальных услуг, здравоохранения и т. д. Бюджетные отношения с муниципалитетами составляют 5 077,8 млн евро на 2026 год по сравнению с 4 563,7 млн евро на 2025 год, что на 11,3% больше.
Размер пособия по воспитанию ребенка до двух лет увеличивается до 460,17 евро. Это предусмотрено в проекте закона о бюджете государственного социального страхования на 2026 год, одобренном правительством. Размер денежного пособия при возвращении ребенка на работу до достижения им двухлетнего возраста увеличивается с 50 до 75 процентов;
Средний размер пенсии в 2026 году составит 541,20 евро. Ожидается, что ее номинальный размер увеличится на 8,5%. Рост более чем в два раза превышает прогнозируемый среднегодовой уровень инфляции на следующий год в 3,5%. Это означает, что покупательная стоимость доходов пожилых людей увеличится.
Планируется, что с 1 июля 2026 года все пенсии, назначенные до конца 2025 года, будут обновлены в соответствии со ст. 100 Кодекса социального обеспечения по швейцарской системе на 7–8%;
С этой же даты минимальный размер пенсии по страховому стажу и по старости с полным страховым стажем увеличится с 322,37 евро до 346,87 евро;
С 1 июля размер социальной пенсии по старости, а также связанных с ней пенсий и доплат также увеличится на процент, определяемый по швейцарской системе;
В 2026 году женщины, работающие по третьей категории труда, смогут выйти на пенсию по достижении возраста 62 года и 6 месяцев и наличии 36 лет и 10 месяцев страхового стажа;
Для мужчин требования составят 64 года и 9 месяцев полного трудового стажа и 39 лет и 10 месяцев страхового стажа;
В 2026 году на выплату всех видов пенсий и надбавок к ним запланировано 13,421 млрд евро, что составляет 11,3% от прогнозируемого размера валового внутреннего продукта Болгарии. Эти расходы на 1,097 млрд евро, или на 8,9%, больше, чем в 2025 году.
Минимальный доход по социальному обеспечению для самострахующихся лиц с 1 января 2026 года будет равен новой минимальной заработной плате, которую планируется увеличить до 620,20 евро.
С той же даты максимальный доход по социальному обеспечению для всех застрахованных лиц также устанавливается в размере 2300 евро.
