Сегодня в Варне отметили знаменательную морскую битву в истории Болгарии, в этот день прошла, в ходе Балканской войны, успешная атака торпедного катера «Дръзки» вывела из строя турецкий крейсер «Хамидие».

Как сообщает bourgas.ru, сегодня в Варне отметили знаменательную морскую битву в истории Болгарии, в этот день прошла, в ходе Балканской войны, успешная атака торпедного катера «Дръзки» вывела из строя турецкий крейсер «Хамидие».

Во время Балканской войны капитан II ранга Добрев командовал отрядом миноносцев – «Дръзки», «Строги», «Смели» и «Летящи», который с 7 на 8 ноября 1912 года успешно атаковал турецкий крейсер «Хамидие», за что был награжден Военным орденом «За храбрость» III степени.

«Дръзки» – болгарский военный корабль, миноносец. 8 ноября 1912 года им командовал мичман I ранга Георги Купов. Он нанес серьёзный урон и вывел из строя турецкий бронепалубный крейсер Султан Абдул Хамид («Хамидие»), угрожавший разрушением Варне и Балчику своей артиллерией и охранявший турецкие военные транспорты от Кюстенджа до Константинополя. Это была большая победа для малого болгарского флота и фактически нейтрализовала любые активные операции турских военно-морских сил в Чёрном море до полного поражения Турции в войне.

В 1903 году, несмотря на споры в болгарском обществе относительно необходимости создания военно-морского флота и сопутствующие сомнения о возможных злоупотреблениях, болгарское правительство вело переговоры с французской компанией «Шнайдер и Сие» о постройке миноносцев. В начале 1904 года болгарские представители во главе с капитаном I ранга Пишоном, французом на болгарской службе, подписали контракт на изготовление трёх однотипных миноносцев. В 1905 и 1906 годах миноносцы тайно доставлялись через Босфор в Болгарию по частям, где их собирали и спускали на воду. Один из них – «Дръзки». Между тем болгарское правительство заказало ещё три миноносца, которые вошли в состав флота в 1909 году. По тому же проекту «Шнайдер и Сие» построила несколько миноносцев для будущего болгарского противника – османского флота, среди которых «Демир-хисар» выделялся во время Первой мировой войны.

Болгарские миноносцы получили имена «Дръзки», «Смели», «Храбри», «Строги», «Летящи» и «Шумни» и вместе с учебным крейсером «Надежда» составляли основу небольшого болгарского боевого флота в Балканские войны и начале Первой мировой войны. Миноносцы и крейсер формировали «Подвижную оборону» Флотилии и Морской части.

Во время Балканской войны 1912–1913 годов болгарский флот столкнулся с задачей бороться с многократно превосходящим турецким черноморским флотом, который должен был как обеспечивать левый фланг османских войск в Фракии, так и блокировать и бомбардировать болгарское побережье, поддерживая угрозу возможного десанта на болгарский берег. Другая задача турских военно-морских сил заключалась в обеспечении единственной прямой линии поставки военных материалов из Германии через румынский порт Кюстенджа (ныне Констанца) в Константинополь.

7 ноября 1912 года в штабе болгарского Военно-Морского флота поступила информация, что в Кюстендже грузятся два египетских корабля с военными поставками для Османской империи. Четыре миноносца – «Летящи», «Смели», «Строги» и «Дръзки», командуемые капитаном II ранга Димитром Добревым, получили задачу перехватить корабли у болгарского побережья. С 7 на 8 ноября миноносцы встретили турецкий бронепалубный крейсер «Хамидие», который эскортировал транспорты. Они атаковали крейсер, выпустив по нему торпеды. Первыми атаковали флагман «Летящи» с 500–600 метров, но торпеды не попали в цель, так как «Хамидие», командуемый Хюсеин Рауф бей (одним из лучших турецких капитанов), успешно маневрировал.

Крейсер открыл отчаянный огонь по атакующим болгарским кораблям, в основном по «Смели», который выпустил торпеду с 300 метров, и по «Строги», который стрелял с 100 метров. Все три миноносца не смогли поразить цель, «Смели» был поврежден турским снарядом. «Дръзки», командуемый мичманом I ранга Георги Куповым, несмотря на ожесточённый турецкий огонь, самоотверженно приблизился на близкое расстояние около 60 метров и выстрелил торпедой в упор. Турецкий бронепалубный крейсер был поражён в носовую часть, взрыв болгарской торпеды открыл большую пробоину и нанес ему серьёзные повреждения. Миноносцы готовились к новой атаке, чтобы окончательно потопить вражеский корабль, но прибывшие в ходе боя четыре турецких контрминоносца открыли перекрёстный огонь по болгарским кораблям и спасли крейсер от неминуемой гибели. Он был эскортирован полупотопленным до Константинополя, позорно двигаясь кормой вперёд. Болгарские миноносцы отошли с одним раненым на «Смели», пробитым комином на «Дръзки» и незначительными повреждениями, а турецкие – с восемью убитыми, около тридцати ранеными и серьёзно повреждённым крейсером.

Считается, что только тихое море спасло повреждённый «Хамидие» от потопления. Впоследствии после ремонта «Хамидие» прославился действиями против греческих сил в Эгейском, Средиземном и Ионическом морях. В 1938 году он совершил дружественный визит в порт Варна.

Победа болгарских миноносцев стала второй победой болгарского военно-морского флота после Освобождения в 1878 году. Она не только нанесла моральный удар многократно более сильному противнику, но и в значительной степени парализовала его попытки бомбардировать болгарское побережье в оставшиеся месяцы войны. Впервые болгарские моряки проявили своё мужество и навыки при обороне Видинa во время Сербско-болгарской войны 1885 года.

«Дръзки», как и остальные миноносцы, участвовал в Первой мировой войне. Он входил в подвижную минную оборону Черноморского флота. После того как румыны были прогнаны и 1 сентября захвачено с. Кранево, 5 сентября 1916 года ночью отряд миноносцев и три гребные лодки высадили первый морской десант в новой истории Болгарии.

Авангардный десантный отряд при Балчике состоял из 235 бойцов, затем в следующие дни ещё 510 высадились на берегах Балчика, Каварны, Калиакры. Они застали врасплох и победили значительно превосходящие их по численности, артиллерии и кораблям силы противника, овладели побережьем с портами и зернохранилищами и успешно содействовали наступлению Третьей болгарской армии в Добрудже.

С 18 по 19 октября 1916 года торпедные миноносцы «Дръзки», «Строги», «Смели» и «Летящи» как отряд, командуемый капитан-лейтенантом Рашко Серафимовым, установили минное заграждение из 24 мин в выбранном водном районе перед с. Татлъджик к югу от Кюстенджи. Так были препятствованы действия российских морских истребителей, которые могли бы занять позиции для обстрела болгарских войск. Порт Кюстенджа с нефтяными и другими складами был подвергнут бомбардировке.

16 октября к юго-западу от Кюстенджи при с. Первели морская пехота в составе Первой портовой роты, усиленной лишь пулемётным взводом из Восьмого приморского полка, вела тяжёлые бои с многократно превосходящими её румынскими войсками. После ликвидации флота по Нёйскому договору «Дръзки» был переквалифицирован в патрульный корабль (катер). После 1944 года стало известно, что на нём в 1930–1931 гг. служил поэт Никола Вапцаров. В 1942 году на корабле произошёл взрыв, и он затонул на причале во Варне. Позже его подняли, отремонтировали и снова включили в состав Военно-морского флота.

В 1950 году корабль был списан, его вооружение снято, и он некоторое время использовался как плавающая мишень и источник пара для тогдашнего флагмана болгарского флота – эсминца «Георги Димитров».

К 50-летию корабля в 1957 году было принято решение увековечить «Дръзки», так как это самый известный болгарский военный корабль. Для этого одно орудие, одна дымовая труба, таблички с именем и другие сохранённые элементы оригинального «Дръзки» были установлены на списанный однотипный «Строги», который был превращён в корабль-музей «Дръзки» и с 21 ноября 1957 года является экспонатом Морского музея в Варне. Это единственный сохранившийся с начала XX века корабль этого класса.