В этот день первый космонавт Болгарии полетел в космос

0
438
оригинальный скафандр второго болгарского космонавта - Александра Александрова в Бургасе
оригинальный скафандр второго болгарского космонавта - Александра Александрова в Бургасе

10 апреля 1979 года первый космонавт Болгарии — Георгий Иванов, полетел в космос.

Как сообщает bourgas.ru, 10 апреля 1979 года первый космонавт Болгарии — Георгий Иванов, полетел в космос.

Полет стартовал в 20:34. Космический корабль «Союз-33» с первым болгарским космонавтом и командиром корабля — Николаем Рукавишниковым.

Основная цель — стыковка со станцией «Салют-6», где находятся Владимир Ляхов и Валерий Рюмин. После этого планируется проведение 28 научных экспериментов, в том числе созданных для этой цели полностью болгарских систем и приборов «Спектр 15», «Средец» и «Пирин». По плану экипаж должен обменять свою капсулу на прикрепленную к станции капсулу «Союз-32» и приземлиться вместе с ней.

После успешного старта с Байконура в 20:34 мск первые сутки корабль по плану провел в отработке орбиты, подготовке к сближению и стыковке со станцией «Салют-6».

Из-за технической неисправности корабль не смог состыковаться с орбитальной станцией «Салют-6». После приближения на 3 км и установления визуального контакта у корабля «Союз-33» внезапно отказал главный двигатель. Он должен работать 6 секунд, но через первые 3 секунды отключается, а экипаж «Салюта-6», наблюдавший за попыткой стыковки, в момент неожиданного останова увидел искру от главного двигателя в сторону резервного. Система «Игла» тоже дает сбой. Следующие три попытки запустить главный двигатель оказались неудачными.

12 часов проходят в отдыхе экипажей, пока они решают дальнейшие действия с земли. Как и ожидалось, стыковку отменили, чтобы как-то не повредить и космическую станцию. Экипаж «Союза-33» начинает подготовку к возвращению на Землю.

Главный конструктор корабля Юрий Симеонов решает не проводить трехсекундную проверку запасного двигателя, а сразу включить его и приступить к посадке. Резервный механизм срабатывает, но не выключается через 188 секунд, как ожидалось. Командир Рукавишников выжидает максимально допустимое дополнительное время в 25 секунд, затем вручную останавливает двигатель. В результате чрезмерно сильного импульса капсула входит в атмосферу по баллистической кривой под очень острым углом.

При достижении более плотных слоев воздуха ускорение увеличивается до 10G (98 м/с²) более чем за две минуты. Астронавты выдерживают такое ускорение благодаря жестоким наземным тренировкам во время процесса подготовки. Когда они приземлились, они находились в 320 км к юго-востоку от Джезказгана. Они совершили 31 полный оборот вокруг Земли. Они проводят в космосе 1 день, 23 часа и 1 минуту.

Причина катастрофы остается неизвестной, поскольку модуль с двигателями отделился от капсулы при входе в атмосферу.

Научные эксперименты, которые не удалось провести на «Союзе-33», впоследствии были успешно проведены на станции Ляховым и Рюминым. Результаты также были переданы специалистам БАН. Сегодня спускаемый аппарат космического корабля «Союз-33» хранится в Музее авиации под Пловдивом.