В Болгарии может возникнуть новое административное деление

0
68
Троян Болгария
Троян Болгария

Уже в ближайшее время в Болгарии может возникнуть новое административное деление, это было спровоцировано экономическим развитием городов в стране.

Как сообщает bourgas.ru, уже в ближайшее время в Болгарии может возникнуть новое административное деление, это было спровоцировано экономическим развитием городов в стране. Об этом сообщает Адриан Николов из Института рыночной экономики.

Троян своим бурным экономическим ростом в последние годы затмевает нынешний областной центр.

Региональными центрами должны стать крупные города, в которых концентрируется не только большая часть населения, но и экономическая активность в регионах, указывает аналитик. И он утверждает, что наша административная карта должна время от времени обновляться, чтобы отражать различное развитие регионов. Публикуем сравнение двух городов, проведенное Адрианом Николовым.

Начнем с демографии — Ловеч на данном этапе остается более крупным городом, население которого, зарегистрированное по последней переписи, приближается к 39 000 человек по сравнению с 27 000 в Трояне. Однако оба относятся к группе средних муниципалитетов и далеко не сопоставимы с крупнейшими региональными центрами. Однако основные показатели роста указывают на то, что в будущем два муниципалитета сблизятся – тогда как в Ловече по последним данным естественный прирост составляет -15‰, в Трояне -14‰, но в последние годы Троян значительно привлек больше населения из-за миграционных процессов, особенно в годы пандемии.

Также заметно, что Троян имеет несколько более благоприятную структуру населения — 60% людей трудоспособного возраста и 29% старше 65 лет, что дает муниципалитету небольшое преимущество в потенциале расширения занятости. Однако, как и ожидалось, в обоих муниципалитетах демографическое развитие существенно отстает от ведущих центров юга.

Что касается самого рынка труда, то у Трояна есть видимое преимущество — по последним имеющимся данным Агентства занятости, безработица в муниципалитете составляет всего 4,6%, на фоне 6,6% в Ловече по состоянию на 2023 год.

В райцентре также значительно больше длительно безработных, что говорит о более существенных проблемах с включением крупных уязвимых групп. Троян имеет значительное преимущество по занятости — 66,6% для населения в возрасте 15-64 лет по данным переписи 2021 года, на фоне 60% в Ловече.

Преимущество Ловеча заключается в значительно более высокой доле выпускников университетов и меньшей доле людей с низким образованием, а также в более высокой среднемесячной заработной плате около 200 лв. — 1418 лв. против 1195 лв. в месяц, что также отражает в два раза большую нагрузка государственного сектора в Ловече (32% занятых) по сравнению с Трояном (15%). Это следствие присутствия в городе как большего количества органов государственного управления, так и учреждений здравоохранения и образования.

Однако большие различия заключаются в экономическом развитии. Троян демонстрирует значительное преимущество по добавленной стоимости на душу населения — 8,9 тысяч левов на душу населения против 7,6 тысяч левов в Ловече. Номинальный размер муниципальных экономик также близок — областной центр создаст 287 миллионов левов добавленной стоимости на душу населения к 2022 году, меньший муниципалитет — 236 миллионов левов, а в некоторые годы до пандемии (скажем, в 2019 году) их места были равными. поменял местами. За последние несколько лет в Трояне было значительно больше инвестиций: расходы на DMA достигли 2,6 тысяч левов на человека в 2022 году против 2,3 тысяч левов в Ловече. Областной центр, со своей стороны, имеет небольшое преимущество в иностранных инвестициях, а Троян — в использовании средств европейских фондов.

Включенные сюда измерения — лишь часть того широкого диапазона, на котором может основываться разговор о выборе областного центра (Ловеч, например, имеет преимущество по показателям местной системы образования, Троян — по показателям муниципальных финансов, и так далее ). Однако цель этой иллюстрации другая – прежде всего продемонстрировать, что экономические и социальные траектории регионов ведут к различному и неравномерному развитию, и уместно время от времени обновлять административную карту, чтобы отразить изменения в этих реалиях.