Ученые в Болгарии прогнозируют снижение цен на продукты уже летом

0
378
продукты в Болгарии
продукты в Болгарии

Индекс цен производителей отечественных товаропроизводителей в 2022 году по сравнению с предыдущим годом показывает рост на 48,4%, и это больше в сравнении с индексом цен производителей импортных товаров, составляющим 21,2%, при этом ученые в Болгарии прогнозируют снижение цен на продукты уже летом.

Как сообщает bourgas.ru, индекс цен производителей отечественных товаропроизводителей в 2022 году по сравнению с предыдущим годом показывает рост на 48,4%, и это больше в сравнении с индексом цен производителей импортных товаров, составляющим 21,2%, при этом ученые в Болгарии прогнозируют снижение цен на продукты уже летом. Об этом рассказала профессор, д-р Татьяна Хубенова из Института экономических исследований Болгарской академии наук, председатель Союза экономистов Болгарии.

Сегодня Болгарии нужна антиинфляционная политика для контроля и ограничения внутренних источников инфляции. К внутренним источникам инфляции, помимо более высокой энергетической инфляции в первой половине 2022 года, следует отнести слабые стороны рынка – спекулятивные тенденции, недобросовестную конкуренцию, увеличение торговых наценок и мнимые скидки, непрозрачность ценовых структур по всей цепочке создания стоимости.

Асимметрия информации о рыночной структуре цен на продукты питания и услуги особенно остро ощущается для потребителей и общества в целом, указал ученый. У нас есть институты надзора и контроля, но необходим больший потенциал воздействия. Должна быть более качественная и более строго реактивная политика на национальном, региональном и муниципальном уровне. Люди должны иметь актуальную ежемесячную информацию об уровне средних цен на определенные группы товаров и услуг в отдельных районных центрах Болгарии. Местных производителей необходимо стимулировать через ассоциации и более совершенную рыночную организацию фондовых бирж и фермерских рынков, комментирует Татьяна Хубенова.

По ее словам, чтобы не было асимметрии в информированности пользователей, хорошо, что они информированы. Важно усилить внимание к сроку годности и обязательной информации о том, что срок годности некоторых товаров, например, истекает через три дня. Губенова рекомендовала усилить эти требования для всех торговцев, включая торговые сети. Таким образом, по мнению ученого, с одной стороны, люди получат более качественную маркетинговую информацию, а с другой стороны, будет стимулироваться конкуренция.

Еще одним механизмом контроля над ценами является регулярный мониторинг и проверки, которые, по мнению ученого, до сих пор проводились в Болгарии преимущественно задним числом, как, например, при доказывании картельных сговоров.

Стимулы для открытия фермерских рынков и кампании для местных производителей также будут способствовать снижению цен. Аналогичная мера дала положительный эффект во Франции с 1999 г., когда почти за год до введения евро как средства обращения, одновременно с кампанией «сохрани франк — прими евро», начались масштабные акции отечественных производителей. для стимулирования конкуренции призывами покупать товары производства Франции открываются многие фермерские рынки, крупные торговые сети обязаны иметь значительно большую площадь, на которой можно было бы предлагать товары дня со сроком годности два-три дня.

Подобные кампании в отношении торговых сетей проводились не только во Франции, но и во многих странах ЕС и по всему миру с целью противодействия инфляции.

По словам профессора Губеновой, это было бы очень хорошо, но ожидать снижения цен на продукты питания уже в апреле слишком оптимистично, потому что экономика – это инерционная система. Согласованные цены уже находятся в цепочках поставок, они связаны договором, и будет время адаптироваться к более низкому уровню. На данный момент, скорее всего, следует ожидать определенного положительного эффекта, главным образом, от сдерживания цен на энергоносители.

Но, кроме того, ценообразование товаров и услуг остается «обремененным» ростом цен на услуги и процентных ставок, связанных с кредитными обязательствами производителей и трейдеров – этот фактор в 2023 г. также будет влиять на так называемую инфляцию издержек.

Хубенова добавила, что все будет зависеть от баланса между спросом и предложением на конкретных рынках и организации рынка.

Бесспорно ожидать положительного эффекта от принимаемых государством мер по мониторингу цен и определенному надзору за ценообразованием. В этом смысле более реально ощутить снижение цен на продукты только в начале лета, так как в конечном итоге все зависит от цен на импорт энергоносителей и снижения себестоимости продукции, резюмировала Татьяна Губенова.