Появилась информация о том, что Турция повышает пошлины и подавляет промышленность Болгарии.

Как сообщает bourgas.ru, появилась информация о том, что Турция повышает пошлины и подавляет промышленность Болгарии. Об этом заявил председатель Болгарской морской палаты Александр Калчев.

Серия односторонних повышений транзитных сборов через турецкие проливы отталкивает морской бизнес от черноморского побережья и создает недобросовестную конкуренцию. В начале 2026 года ожидается четвёртое подряд повышение сборов за проход через Босфор и Дарданеллы. Эти действия, по мнению Болгарской морской палаты, представляют собой прямое нарушение международного Соглашения Монтрё 1936 года.

Конвенция Монтрё предоставляет Турции право эксплуатировать и управлять проливами, а также взимать сборы за проход торговых судов. Ключевое положение, которое, по мнению Калчева, нарушается, гласит, что эти сборы должны покрывать только расходы на эксплуатацию и управление с возможностью создания разумного буфера.

Калчев напомнил, что первое повышение три года назад было пятикратным, что, по его мнению, необоснованно, поскольку в секторе нет подобной инфляции. Предстоящее четвёртое повышение, которое вступит в силу с 1 января 2026 года, заявлено как меньшее (около 10%), но оно представляет собой дополнительное бремя, которое судоходные компании включают в фрахтовые ставки, которые несут фрахтователи.

«Турция не обращалась ни к одному из государств-членов конвенции», — подчеркнул Калчев. Процедура требует обоснования каждого запроса на повышение и его согласования с государствами-членами, чего до сих пор не было сделано.

«Другие страны должны были выразить протест, но, к сожалению, они не выразили протеста. Болгарская морская палата подняла тревогу с самого первого момента. Затем министр транспорта занял серьёзную позицию, прокомментировал ситуацию с турецкой стороной, однако ответа так и не последовало, и процесс не получил продолжения».

Конкретный удар по Болгарии

Повышение пошлин напрямую влияет на конкурентоспособность болгарских товаров, поскольку расходы на транспортировку в конечном итоге несет конечный потребитель.

В частности, что касается экспорта зерна, Калчев отметил, что пошлины добавляют около 1,50 доллара к цене за тонну. Для судна грузоподъемностью 30–40 тысяч тонн, которое обычно перевозит в Северную Африку такие зерновые, как пшеница, кукуруза и рапс, это значительное бремя, снижающее конкурентоспособность болгарских производителей зерна. В то же время импорт таких товаров, как медный концентрат и продукция легкой промышленности, также становится дороже, поскольку транспортные расходы для конечного потребителя растут.

Однако наибольший удар приходится на болгарский судоремонтный сектор. Повышение транзитных сборов (в настоящее время они составляют 45–50 тысяч долларов только за круговой рейс 30-тысячного судна, требующего ремонта) делает турецкие верфи более конкурентоспособными, чем болгарские.

Калчев отметил, что судовладельцы предпочитают работать в Турции, где экономят 50 000 долларов, поэтому болгарские верфи сейчас пустуют. Это отбирает клиентов не только у болгарских, но и у румынских верфей, резюмировал Александр Калчев.