Сегодня, Совет министров Болгарии одобрил проект закона о бюджете на 2026 год.

Как сообщает bourgas.ru, Совет министров Болгарии одобрил проект закона о бюджете на 2026 год. Сообщила пресс-служба правительства Болгарии.

Помимо одобрения проекта закона о государственном бюджете Республики Болгария на 2026 год, правительство также обновило среднесрочный бюджетный прогноз на период 2026-2028 годов, что послужило основанием для принятия проекта закона о государственном бюджете Республики Болгария на 2026 год.

Бюджет на 2026 год был подготовлен в соответствии с принятым первым Национальным среднесрочным фискальным и структурным планом Республики Болгария на период 2025-2028 годов, который содержит политику, приоритеты, реформы и инвестиционные планы на среднесрочную перспективу, которые также нашли свое отражение в документах национального бюджета. В области налогово-бюджетной политики приоритетом остается обеспечение долгосрочной устойчивости государственных финансов в целях повышения доверия к стране и создания предсказуемой инвестиционной и экономической среды.

В связи с введением евро с 1 января 2026 года информация и документы о бюджетном процессе на 2026 год подготовлены в евро по официальному курсу в соответствии со статьей 5 Закона о введении евро в Республике Болгария – 1,95583 лева за 1 евро.

Первоначально разработанные проекты законов о бюджете на 2026 год, одобренные Советом министров и представленные на рассмотрение Народного собрания в ноябре этого года, были отозваны Постановлением Совета министров № 839 от 2 декабря 2025 года.

Прогноз на период 2026–2028 годов отражает тенденции осеннего макроэкономического прогноза развития национальной экономики, основные предположения и оценку влияния дискреционных мер в сфере доходов и расходов.

Осенний макроэкономический прогноз на этот период, подготовленный Министерством финансов (МФ), прогнозирует экономический рост на уровне 2,7% в 2026 году. В период 2027–2028 годов рост ВВП ожидается в пределах 2,5–2,4%. Ожидается, что среднегодовая инфляция в 2026 году будет близка к показателю 2025 года – 3,5%, и замедлится до 2,9% в 2027 году и до 2,5% в 2028 году. Прогноз также был подтвержден Бюджетным советом. Это соответствует ожиданиям международных организаций, таких как ЕС, ОЭСР и другие.

Размер сальдо бюджета в рамках консолидированной фискальной программы (КФП), выраженный в доле ВВП, в прогнозируемом периоде 2026–2028 годов составляет дефицит в размере 3,0% ВВП в 2026 году, 2,8% ВВП в 2027 году и 2,4% ВВП в 2028 году. Поддержание уровня дефицита в установленных пределах гарантирует проведение ряда мер политики расходов, подкрепленных соответствующими мерами по доходам.

Исходя из предположений на период 2026–2028 годов, ожидается, что государственный долг достигнет 37,6 млрд евро (31,3% ВВП) в 2026 году, 43,5 млрд евро (34,2% ВВП) в 2027 году и 49,0 млрд евро (36,6% ВВП) в 2028 году соответственно. В 2026 году максимальный размер нового государственного долга, который может быть принят, составляет до 10 млрд евро, в том числе до 3,2 млрд евро в рамках инструмента SAFE для укрепления европейской оборонной промышленности.

Минимальный размер фискального резерва по состоянию на 31.12.2026 установлен в размере 2,4 млрд евро.

С 1 января 2026 года минимальный доход по социальному обеспечению для самострахующихся лиц составляет 620,20 евро. Максимальный доход по социальному обеспечению для всех застрахованных лиц составляет 2300 евро в 2026 году, 2505 евро в 2027 году и 2659 евро в 2028 году.

Налоговая политика будет ориентирована на достижение макроэкономической и бюджетной стабильности в среднесрочной и долгосрочной перспективе и обеспечение необходимых финансовых ресурсов для реализации политики государственных расходов. Основными целями налоговой политики на этот период по-прежнему являются поддержание экономического роста, улучшение деловой среды, борьба с налоговыми злоупотреблениями и повышение фискальной устойчивости.

Объем доходов, грантов и пожертвований в рамках ЦФП составляет соответственно 50 402,3 млн евро в 2026 году, 51 546,9 млн евро в 2027 году и 54 745,6 млн евро в 2028 году. Рост в 2026 году по сравнению с ожидаемым уровнем в 44 499,2 млн евро в 2025 году обусловлен, главным образом, запланированными новыми мерами по привлечению доходов и ожидаемым эффектом от принятых в 2025 году мер, которые не проявились в полной мере из-за более позднего принятия бюджета на 2025 год.

При прогнозировании налоговых поступлений учитывались следующие предложения по внесению изменений в налоговое законодательство:
• Расширение перечня товаров с высоким фискальным риском;
• Расширение системы электронного отслеживания перемещения транспортных средств, перевозящих товары с высоким фискальным риском;
• Введение налоговой льготы в Закон о налоге на прибыль организаций для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), в соответствии с которой налогоплательщики, осуществляющие НИОКР, будут учитывать в целях налогообложения дополнительно 25 процентов расходов на НИОКР в отчетном году при соблюдении определенных условий. В случае образования долгосрочного нематериального актива в результате НИОКР предлагается предоставить налогоплательщику право увеличить амортизируемую стоимость этого актива на 25%;
• Продолжение действия нового акцизного календаря ставок акцизов на табак и табачные изделия, введенного с 01.05.2025, в целях сбалансированного поэтапного повышения ставок акцизов на табак и табачные изделия;
• Продолжение политики применения налоговой льготы, предусмотренной ст. 22c и 22d Закона о подоходном налоге с физических лиц (для детей и детей-инвалидов), в увеличенном размере в 2026 году;
• Предоставление возможности более благоприятного режима амортизации для целей налогообложения электромобилей.

С 1 января 2026 года предусматривается увеличение переменной части платы, предусмотренной пунктами 3 и 4 статьи 30 Закона об азартных играх, за лицензии на организацию азартных игр с 20 до 22%.

Параметры расходов на прогнозируемый период соответствуют возможностям бюджета по финансированию политики, а также перспективам развития общественной сферы, фискальным целям и приоритетам правительства. Сумма общих расходов в рамках CFP по годам периода составляет соответственно 54 051,9 млн евро в 2026 году, 55 091,2 млн евро в 2027 году и 58 007,1 млн евро в 2028 году.

В соответствии с национальным правилом, предусмотренным пунктом 28 Согласно статье 1 Закона о государственных финансах, расходы составляют 40,1% ВВП на 2026 год, 39,9% ВВП на 2027 год и 40,0% ВВП на 2028 год. Следует отметить, что применение активированного положения об изъятии в отношении увеличения расходов на оборону приводит к снижению этих расходов ниже 40%.

Основные меры политики расходов, приводящие к увеличению расходной части бюджета на период 2026–2028 годов, следующие:
• Повышение минимальной заработной платы с 1 января 2026 года с 550,67 евро до 620,20 евро.
• Пересмотр пенсий за трудовую деятельность, назначенных до 31 декабря предыдущего года, с 1 июля соответствующего года в соответствии с так называемым «швейцарским правилом»;
• Увеличение размера пособия по воспитанию ребенка в возрасте до 2 лет с 398,81 евро до 460,17 евро на весь период до 2028 года включительно;
• Увеличение размера денежной компенсации на воспитание ребенка в возрасте до 8 лет отцом (усыновителем) с 398,81 евро до 460,17 евро на весь период до 2028 года включительно;
• Увеличение с 50% до 75% денежной компенсации за неиспользование отпуска по беременности и родам в соответствии со статьей 50а Кодекса социального обеспечения, за неиспользование отпуска по воспитанию ребенка в возрасте до 2 лет в соответствии со статьей 54 Кодекса социального обеспечения и за неиспользование отпуска по усыновлению ребенка в возрасте до 5 лет в соответствии со статьей 53d Кодекса социального обеспечения;
• Реализация общей политики доходов путем увеличения расходов на персонал в бюджетной сфере на 2026 год на 10% и отмены автоматического определения размера оплаты труда в отдельных секторах, привязанного к средней заработной плате;
• Сохранение политики доходов педагогических специалистов в системе дошкольного и школьного образования;
• Запуск Программы поддержки медицинских стажеров с финансированием в размере 30,0 млн евро на 2026 год;
• Увеличение средств в бюджетах муниципалитетов в связи с изменением натуральных показателей в сфере делегированных государством полномочий в области культуры, социального обеспечения, здравоохранения и т. д. Объем бюджетных отношений с муниципалитетами составляет 5077,8 млн евро на 2026 год по сравнению с 4563,7 млн ​​евро на 2025 год, что на 11,3% больше.

Политика и меры по оптимизации расходов:
• В период 2026–2028 годов Совет министров и мэры муниципалитетов после проведения анализа и оценки оптимизируют общую численность персонала исполнительной администрации в соответствии со статьями 36–38 Закона об администрации с целью сокращения общего числа не менее 5500 постоянных должностей, постоянно вакантных более шести месяцев, распределяемых пропорционально на этот период;
• В 2026 году размеры индивидуальных месячных должностных окладов центральных и территориальных органов исполнительной власти, а также единоличных органов, указанных в пункте 4 статьи 19 Закона об администрации, и их заместителей определяются в размере последнего индивидуального месячного должностного оклада, установленного по состоянию на 31 декабря 2025 года, если иное не предусмотрено законом. Изменения в должностных окладах работников указанных органов после 31 декабря 2026 года определяются в рамках расходов на персонал и с учетом процентного повышения заработной платы работников бюджетной сферы.

Объем средств на капитальные расходы в 2026 году составит 7,020 млрд евро, в том числе 3,165 млрд евро за счет национального финансирования и 3,855 млрд евро за счет европейского финансирования (включая проблемные кредиты).

Планируется продолжить реализацию Инвестиционной программы муниципальных проектов. Общий максимальный объем средств, предоставляемых в 2026 году в рамках заключенных договоров на проекты, предусмотренные Приложением № 3 к проекту закона о государственном бюджете на 2026 год, в том числе на проекты, порученные и реализуемые мэрами районов в городах с районным делением, составит до 920,3 млн евро. Оплата будет осуществляться Болгарским банком развития в порядке и на условиях, установленных постановлением Совета министров.