Сегодня София по загруженности, занимает второе место в Европе, здесь уже сейчас автомобилей в разы больше, чем паковочных мест.
Как сообщает bourgas.ru, София по загруженности, занимает второе место в Европе, здесь уже сейчас автомобилей в разы больше, чем паковочных мест. Если бы полиция и городские власти строго штрафовали людей за езду по тротуарам, заход в сады и другие зеленые зоны, значительное число водителей в столице просто не имели бы, где остановиться после работы.
Это не субъективные ощущения жителей города, а официальная статистика. Она подтверждает наблюдение о полной автомобильной загруженности в центре и прилегающих районах, где действуют синие и зеленые зоны. Для других районов Софии такое же наблюдение является вполне обоснованным предположением, поскольку точных данных о соотношении автомобилей и парковочных мест нет. По расчетам Центра городской мобильности, предоставленным изданию «24 часа — 168 историй», по состоянию на декабрь 2025 года количество мест в платных зонах составляет около 33 500. При этом жителям было выдано на 4410 больше местных парковочных наклеек — 37 910. По сравнению с 2024 годом количество парковочных мест увеличилось всего на 200, а в прошлом году годовое количество абонементов сократилось почти на 1700 — до 36 241.
Официальных данных о таком же соотношении за пределами синих и зеленых зон нет. Однако общая тенденция роста числа автомобилей в Софии однозначно указывает на то, что и там парковочный кризис обостряется. К концу 2024 года в столице насчитывалось 939 410 автомобилей, согласно данным Министерства внутренних дел, предоставленным изданию «24 часа — 168 историй». Годом ранее их число составляло 905 204, а в 2022 году — 871 721. 10 лет назад количество зарегистрированных автомобилей в Софии составляло 842 026. Очевидно, что после определенного спада в период COVID-19 автомобильная нагрузка на столицу постоянно возрастает, со среднегодовым приростом около 35 тысяч автомобилей.
Всё это означает, что если политика городских властей не изменится и тенденция не изменится, в обозримом будущем количество автомобилей в Софии сравняется с числом жителей.
К концу 2024 года в муниципалитете проживало 1 232 905 человек, согласно данным Национального статистического института. Расчёты показывают, что на 1000 жителей приходилось 762 автомобиля, что является вторым по величине показателем в Европе. Только в Варшаве сравнение количества автомобилей и жителей более поразительно. Некоторое время назад муниципальные власти объявили, что количество автомобилей на 1000 жителей примерно одинаково. Население Варшавы составляет около 2 миллионов человек.
Данные по Софии показывают увеличение доли домохозяйств, имеющих два и более автомобиля. Официальная статистика снова доступна только для синих и зелёных зон, поскольку только жители этих зон платят за парковку перед своими домами. Муниципальное постановление разрешает регистрировать до двух автомобилей по одному адресу. По данным ЦГМ, по состоянию на начало декабря этого года 6087 домохозяйств оплатили это право, по сравнению с 5571 в 2023 году. Если бы были данные по другим районам, они почти наверняка показали бы еще большую загруженность, поскольку там до сих пор не взимается арендная плата за использование муниципального пространства.
Как известно, месяц назад Софийский муниципальный совет проголосовал за значительное расширение синей и зеленой зон, а также за удвоение цен на парковку. Было решено, что с 5 января следующего года количество платных парковочных мест в Софии увеличится с 33 500 до примерно 88 000. Час стоянки в синей зоне будет стоить 2 евро вместо нынешних 2 левов, а в зеленой зоне — 1 евро вместо 1 лева.
Периметр синей зоны должен выходить за пределы идеального центра и охватывать территорию вокруг площади «Македония», «Русского памятника», кварталов «Крива Река» и «Иван Вазов», нижней части улиц «Лозенец» и «Яворов», а также улицы «Обориште».
С первого рабочего дня 2026 года зелёной зоной должна стать «Банишора».
С 1 июля — «Лагера», «Гоце Делчев», «Борово», «Красно Село», «Ипподрума», «Сердика», «Гаджи Димитар», «Стефан Караджа» и «Сухата Река».
1 октября — дата присоединения «Редуты», «Гео Милева», «Изтока», «Изгрева» и «Дианабада».
С января 2027 года также будет взиматься плата за парковку на части «Студенческого Града».
Изменения вызвали как протесты, так и положительные отзывы, поскольку автомобилизация в Софии растёт бесконтрольно, и настало время поднять цены в надежде остановить этот процесс. Наиболее активно протестовали жители района Подуяне, которые несколько раз блокировали перекрёсток, требуя не создавать зелёные зоны в районах Хаджи Димитар и Сухата Река, а также не повышать почасовую плату за парковку в других районах. Самым распространённым аргументом было то, что жители Софии платят налог за свои автомобили, и что было бы грабежом со стороны муниципалитета обременять их ещё одним скрытым налогом. Недовольные требовали, чтобы мэрия сначала построила многоуровневые парковки, а затем уже думала о введении платной парковки.
