Сегодня все активно поговаривают о том, что «Серый сектор» в топливном секторе Болгарии остается значительным, несмотря на некоторое снижение финансового ущерба после пика пандемии.

Как сообщает bourgas.ru, «Серый сектор» в топливном секторе Болгарии остается значительным, несмотря на некоторое снижение финансового ущерба после пика пандемии. Об этом свидетельствует совместный анализ Болгарской ассоциации нефти и газа (БПГА), Центра изучения демократии, Национального агентства по доходам и Таможенного агентства.

По данным пресс-центра БПГА, в 2024 году бюджет потерял около 550–570 млн левов из-за незарегистрированного топлива.

Согласно отчёту, в 2024 году автопарк стабильно рос, достигнув 3,83 млн автомобилей, однако количество автомобилей, находящихся в эксплуатации, сократилось, а средний пробег снизился. Наблюдается резкий рост транзитных перевозок: по сравнению с 2019 годом через страну проезжает почти на 45% больше иностранных транспортных средств.

Также отмечается, что 12,39% топлива, потребленного в стране в 2024 году, зарегистрировано без учёта. Это соответствует 659 миллионам литров, за которые не уплачены налоги, а потери бюджета от неуплаченных акцизов и НДС оцениваются в 558 миллионов левов за год.

Основную долю нелегального рынка составляет дизельное топливо – 612 миллионов литров. 16,32% его потребления приходится на «серый» сектор. Доля бензина значительно меньше – 5,79%.

Что касается источников нелегального топлива, в отчёте поясняется, что эксперты отвергают тезис о том, что основная часть нелегального топлива поступает с беспошлинных заправок в Турции или в результате злоупотребления субсидируемым сельскохозяйственным топливом.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что незаконные продажи осуществляются также через крупнотоннажные АЗС в обход систем электронной фискальной памяти (ЕСФП) НАП, а также ведомственных объектов в различных сферах экономической жизни (например, строительство, внедорожная техника и т. д.).