Предприятия перечислили в казну Болгарии на 36% больше налога на прибыль

0
16
экономика Болгарии
экономика Болгарии

За 7 месяцев 2025 году предприятия перечислили в казну Болгарии на 36% больше налога на прибыль.

Как сообщает bourgas.ru, в 2025 году предприятия перечислили в казну Болгарии на 36% больше налога на прибыль. Сообщили в МинФине Болгарии.

Согласно данным об исполнении бюджета на конец июля, предприятия перечислили в казну 3,734 млрд левов. Это на 987,7 млн ​​левов больше, чем в 2024 году, или на 36%.

Эта сумма включает 500 млн левов, которые банки авансом выплатили в июне в счет ожидаемой прибыли за 2025 год. Срок выплаты этих средств наступает в 2026 году, но министр финансов Теменужка Петкова договорилась с банками о переводе средств значительно раньше, чтобы сократить огромный дефицит, образовавшийся в середине года. К концу июля дефицит бюджета достиг 4,3 млрд левов, что составляет почти 2% ВВП, по сравнению с запланированными 3% или 6,4 млрд левов.

Даже если исключить вышеупомянутый авансовый налог от банков в размере 500 миллионов левов, рост поступлений от налога на прибыль предприятий остаётся высоким – 18%. Причиной этого являются как улучшение финансовых результатов предприятий за прошлый 2024 год, так и увеличение сбора налога на прибыль, поскольку, как известно, не только банки, но и все компании обязаны вносить авансовые платежи с предполагаемой налогооблагаемой прибыли за текущий год.

НДС ОТСТАЁТ ОТ ПЛАНА

От основного источника доходов бюджета – НДС – за первые семь месяцев в казну поступило 11,643 млрд левов. Рост по сравнению с прошлым годом составил 16,4%, что значительно меньше запланированного увеличения в 33%, которое, по мнению всех аналитиков, недостижимо. Показателем отставания является тот факт, что за первые семь месяцев было собрано менее половины (46,8%) запланированной на год суммы.

Фактически, поступления НДС от операций внутри страны в размере 7,9 млрд левов демонстрируют довольно впечатляющий годовой рост на 26,5%, особенно учитывая относительно низкую инфляцию до июля. Эти операции также включают НДС, уплаченный с внутрисоюзных приобретений, то есть импорта из стран ЕС.

В то же время поступления НДС от импорта (из стран, не входящих в ЕС) снижаются по сравнению с прошлым годом, чего не наблюдалось уже давно. К концу июля от импорта из третьих стран было собрано 3,737 млрд левов, что на 16,4 млн левов меньше, чем в июле 2024 года (снижение на 0,4%). В своем бюллетене Министерство финансов не указало причины этого снижения. В предыдущие месяцы министерство отмечало снижение НДС на импорт «Горюче-смазочных материалов».

Одной из причин снижения ставки является сокращение объемов и цен на импортируемые товары из стран, не входящих в ЕС.

Согласно данным Национального института статистики, в мае и июне наблюдалось снижение импорта в Болгарию из третьих стран. В мае стоимостной объём снизился на 15,6% в годовом исчислении, или на 3,079 млрд левов. Наибольшее снижение, по данным NSI, наблюдалось в импорте из Российской Федерации – на 68%, далее следуют Египет (на 63%) и Великобритания (на 13%).

В июне импорт товаров в Болгарию из третьих стран сократился на 3,1%, причём наибольшее снижение вновь наблюдалось в импорте из Российской Федерации – на 61% и Египта (на 54%). Данные по внешней торговле за июль пока не опубликованы.

Министр финансов Теменужка Петкова пояснила, что снижение поступлений НДС от импорта обусловлено внешними факторами, такими как курс доллара и падение цен на нефть, а также плановым ремонтом нефтеперерабатывающего завода «Лукойл-Нефтохим». Ремонт начался в конце февраля и продолжался до конца мая — в период, когда производство практически не осуществлялось, а импорт сырой нефти, облагаемой НДС, вероятно, был сведен к минимуму.

Однако компания обеспечила достаточные запасы перед ремонтом, чтобы не допустить дефицита топлива на внутреннем рынке. Об этом свидетельствуют поступления от акцизов на топливо. За первые семь месяцев года поступления от специфического сбора составили 1,558 млрд левов, что на 58 млн левов больше, чем в предыдущем году.

За первые семь месяцев года было собрано 4,026 млрд левов акцизов — на 270 млн левов больше, чем в прошлом году. Наибольшая доля акцизов приходится на табачные изделия. Поступления от акцизов на сигареты увеличились на 10% до 2,250 млрд левов. Небольшое снижение наблюдается в алкогольной отрасли — выручка составила 188,7 млн ​​левов, что на 3,8 млн левов меньше, чем в прошлом году.

ВЫСОКИЙ РОСТ ПОСТУПЛЕНИЙ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА

Наблюдается высокий рост поступлений от подоходного налога с физических лиц. За семь месяцев было собрано 4,688 млрд левов, или 58,8% от запланированной на год суммы. Эти поступления выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это обусловлено главным образом ростом средней заработной платы как в государственном секторе (включая повышение заработной платы в сфере образования, государственного управления, Министерства внутренних дел и Министерства обороны), так и в частном секторе. Еще одним важным фактором является повышение с 1 января 2025 года минимальной заработной платы с 933 до 1077 левов, или на 15,4%.

РАСХОДЫ ВЫРОСЛИ НА 18%

Независимо от того, насколько растут налоговые поступления в бюджет, они не поспевают за темпами государственных расходов. Кроме того, наблюдается серьёзное отставание в поступлении средств из европейских фондов – их на 694 млн левов меньше, чем в прошлом году. Таким образом, общая доходная часть увеличилась на 13,5% по сравнению с прошлым годом и достигла 46,358 млрд левов.

В то же время расходы выросли на 17,7% и достигли 50,636 млрд левов на конец июля. Этот рост обусловлен в основном значительными дополнительными расходами на повышение зарплат в госуправлении, Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны, образовании, а также повышением пенсий с 1 июля.

Расходы бюджета будут расти, поскольку до сих пор реализована лишь незначительная часть капитальной программы, заложенной в бюджет. Из запланированных 13,4 млрд левов, вместе с муниципальными проектами, освоено лишь 5,275 млрд левов. Вероятно, что еще в течение года капитальные расходы будут тем буфером, который позволит правительству покрыть дефицит в 3%, т.е. произойдет серьезное сокращение инвестиционной программы.