На этой неделе парламент Болгарии рассмотрел отчеты бюджетных комитетов: на чем остановили внимание парламентарии?

Как сообщает bourgas.ru, на этой неделе парламент Болгарии рассмотрел отчеты бюджетных комитетов: на чем остановили внимание парламентарии?

Настоящий бюджет составлен в евро в связи с введением евро в Республике Болгария с 1 января 2026 года по официальному курсу 1,95583 за 1 евро. Представленный бюджет позволяет поддерживать финансовую устойчивость страны в рамках дефицита в 3%.

Консолидированная фискальная программа

Размер сальдо бюджета по консолидированной фискальной программе (КФП), выраженный в доле ВВП, на каждый год прогнозируемого периода 2026-2028 гг. составляет дефицит в размере 3% ВВП. Поддержание уровня дефицита в установленных пределах гарантирует реализацию ряда мер политики расходов, подкрепленных соответствующими мерами по доходам.

При таком уровне дефицита доходы, помощь и пожертвования в рамках КФП в долях ВВП составят соответственно 42,8% ВВП в 2026 году и 40,5% ВВП в 2027 и 2028 годах. Рост в 2026 году по сравнению с ожидаемым уровнем в 39,6% ВВП в 2025 году обусловлен главным образом новыми предусмотренными мерами по увеличению доходов и ожидаемым эффектом мер, принятых в 2025 году, который не проявился в полной мере из-за более позднего принятия бюджета на 2025 год.

В 2027 и 2028 годах ожидается стабильное сохранение уровня доходов выше 40% ВВП. Снижение по сравнению с 2026 годом обусловлено главным образом сокращением доходов от помощи и пожертвований ЕС в связи с завершением реализации Национального плана восстановления и повышения устойчивости и достижением более высокой доходной базы национального бюджета в 2026 году. Это обусловлено ожидаемым эффектом предусмотренных дискреционных мер по увеличению доходов.

Аналогичная тенденция наблюдается и для общих расходов в рамках КФП – в доле ВВП соответственно 45,8% ВВП в 2026 году, 43,6% ВВП в 2027 году и 43,5% ВВП в 2028 году. Рост в 2026 году по сравнению с программой 2025 года, которая составляет 44,9% ВВП, обусловлен главным образом влиянием политики расходов, в том числе проводимой с 2025 года.

С введением пересмотренной системы экономического управления Европейского Союза новое правило об ограничении роста чистых расходов становится ведущим.

Кроме того, следует учитывать, что при применении активированного положения об изъятии в отношении увеличения расходов на оборону, оказывается влияние на применение национального правила, предусмотренного статьей 28, пунктом 1 Закона о государственных финансах.

С учетом допустимой гибкости расходов на оборону в рамках национального положения об освобождении от уплаты налогов, дефицит сектора государственного управления достигнет 2,5% ВВП в 2026 году, 2,8% ВВП в 2027 году и 2,4% ВВП в 2028 году.

Исходя из предположений на период 2026–2028 годов, прогнозируется, что государственный долг достигнет 37,6 млрд евро (31,3% ВВП) в 2026 году, 43,5 млрд евро (34,2% ВВП) в 2027 году и 49,0 млрд евро (36,6% ВВП) в 2028 году соответственно.

Минимальный размер фискального резерва на 31.12.2026 установлен в размере 2,4 млрд евро.

Макроэкономический прогноз на период 2026–2028 годов предусматривает замедление экономического роста до 2,7% в 2026 году.

В период 2027–2028 годов ожидается рост ВВП в пределах 2,5–2,4%. Среднегодовая инфляция в 2026 году ожидается на уровне 2025 года – 3,5%. Среднегодовая инфляция замедлится до 2,9% в 2027 году и до 2,5% в 2028 году.