Отношение граждан и предприятий после присоединения Болгарии к ЕвроЗоне

0
34
Опрос Alpha Research
Опрос Alpha Research

Было проведено исследование об отношение граждан и предприятий после присоединения Болгарии к ЕвроЗоне, болгары по прежнему разделены в данном вопросе и опасаются роста цен.

Как сообщает bourgas.ru, было проведено исследование об отношение граждан и предприятий после присоединения Болгарии к ЕвроЗоне, болгары по прежнему разделены в данном вопросе и опасаются роста цен. Данные национального репрезентативного опроса об отношении граждан и предприятий к присоединению Болгарии к еврозоне были представлены в Совете министров социологом Боряной Димитровой из «Alfa Research». Опрос проводился с 18 по 22 июля путем прямых стандартизированных интервью с использованием планшетов с участием граждан старше 16 лет и предприятий, насчитывающих более 500 компаний.

49,2% граждан поддерживают членство Болгарии в еврозоне, в то время как 45,8% настроены скептически. 69% предприятий сохраняют высокую устойчивость и позитивное отношение к присоединению к еврозоне.

42,5% опрошенных граждан оценивают вступление страны в еврозону как успех. Бизнес твёрдо уверен, что вступление в клуб богатых станет для Болгарии успехом.

Основные опасения болгарских граждан по-прежнему сосредоточены на краткосрочных эффектах сразу после введения евро. Хотя некоторые опасения снизились за последний месяц, оценка последствий в ближайшем будущем по-прежнему со знаком минус (47% негативных против 39% позитивных оценок). Что касается долгосрочных эффектов, как граждане, так и бизнес настроены оптимистично, особенно среди предпринимателей.

Положительные эффекты от перехода на евро включают удобство путешествий, упрощение торговли, повышение безопасности страны и бесплатный обмен валюты на евро. Негативные последствия введения евро связаны с уменьшением зарплат и пенсий, а также с чрезмерной концентрацией внимания на росте цен на продукты питания, спекуляциях и высоких ценах. Боряна Димитрова отметила, что основные опасения и опасения людей (более 70%) связаны с высокими ценами на продукты питания среди населения.

90,4% опрошенных граждан видели рекламу товаров и услуг в левах и евро – так называемое двойное отображение цен.

«Очень значительная доля населения знакома с практикой двойного отображения цен в левах и евро», – добавила Димитрова.

34% начинают привыкать к ценам в евро, при этом основная проблема заключается в том, что их вводит в заблуждение более низкая цена. Социолог надеется, что к 1 января 2026 года значительно больше людей будут чувствовать себя увереннее в обращении с новой европейской валютой.

71,1% опрошенных граждан предпочитают обменивать левы на евро в банковских отделениях. Предприятия более чем уверены в том, что будут обменивать деньги через банки. 17,8% опрошенных граждан обменяют деньги через Болгарский народный банк, а чуть более 11% готовы обменять свои средства в обменных пунктах.

Почти треть (31,5%) опрошенных утверждают, что основная доля выплат предприятиями своим сотрудникам производится наличными. 77% опрошенных граждан утверждают, что выплата заработной платы осуществляется банковским переводом.

Чуть более 25% опрошенных утверждают, что в ближайшие месяцы им придется увеличить расходы на оплату труда. Давление на рынок труда, связанное с необходимостью удержания квалифицированных и полезных для бизнеса кадров, приводит к тому, что значительная часть – 25 из 100 – считает, что расходы на оплату труда вырастут в первые месяцы после введения евро.

Предприятия высоко оценивают готовность государственных и частных учреждений к работе с учреждениями.

Наивысший уровень доверия бизнеса у Болгарского Народного банка (БНБ) – 91%, коммерческим банкам – 88%, Национальному агентству по доходам и Министерству финансов также доверяют. Недоверие бизнеса обусловлено готовностью муниципалитетов к работе с евро.

«Единственные два учреждения, которые сталкиваются с негативным отношением бизнеса к евро, — это Комиссия по защите прав потребителей и Комиссия по защите конкуренции», — отметила Боряна Димитрова.

Доля людей, считающих себя информированными, растёт, и уже превышает долю тех, кто считает, что у них недостаточно информации по этой теме — 35,5%.

В случае с бизнесом самооценка уровня осведомлённости значительно выше — более 60% предпринимателей осведомлены о евро. Граждане отмечают, что хорошо осведомлены о евро и еврозоне по телевидению (72%), через веб-сайты (29%), социальные сети (21%), брошюры и буклеты (6,7%). В ближайшие месяцы необходимо сделать акцент на повышении осведомлённости о евро среди жителей небольших населённых пунктов, малообразованных и пожилых людей.

Значительный процент населения также знает, когда евро будет введен в качестве национальной валюты в Болгарии — 91,3% опрошенных знают, что это произойдет с 1 января 2026 года. 66,8% граждан знают о фиксированном обменном курсе евро в Болгарии, который составляет 1,95583. Каждый четвертый знает, что в течение 6 месяцев левы будут бесплатно аннулированы в банках.

Заместитель министра финансов Болгарии — Методи Методиев, заявил, что из исследования, проведённого Alfa Research, можно сделать два вывода.

«Первый вывод заключается в постепенном развёртывании информационной кампании правительства, которая начинает генерировать позитивные сигналы – люди и бизнес становятся более осведомлёнными. В начале сентября начнётся массовая коммуникация по теме евро на местах – в крупных и малых населённых пунктах. Второй важный вывод заключается в том, что прагматизм в обществе и среди граждан начинает укрепляться. Это небольшой успех, но до перехода на евро ещё предстоит много работы», – сказал Методиев.

Он рад, что доверие к институтам в отношении готовности к переходу на евро также растёт.