В последнее время, наценки на молочку в Болгарии достигают 91%, таким образом посредники, которые ничего не производят — зарабатывают, а производители — НЕТ!
Как сообщает bourgas.ru, наценки на молочку в Болгарии достигают 91%, таким образом посредники, которые ничего не производят — зарабатывают, а производители — НЕТ!
Данных о росте цен в связи с введением евро нет, однако сообщаются о чрезвычайно высоких торговых наценках.
«Отраслевой анализ не направлен на формирование негативного отношения к отдельным субъектам хозяйствования. Он должен стать основой для диалога между всеми заинтересованными сторонами для решения проблем в отрасли и решения структурных деформаций», – подчеркнул председатель КЗК — Росен Карадимов.
Исследование показывает, что вертикально интегрированные рынки – производство, переработка, оптовая торговля и трансграничная торговля – оказывают непосредственное влияние на конкуренцию в розничной торговле, заявил руководитель аналитического отдела член КЗК — Желё Бойчев.
КЗК проведет отраслевой анализ рынка основных продуктов питания.
Он представил отчет, согласно которому наиболее серьезные деформации наблюдаются в цепочке поставок молока и молочных продуктов. В период 2020–2024 годов производство сырого коровьего молока сократится на 25%, свежего молока – на 8%, сыра – на 9%, сыра – на 14%, яиц – на 17%, а импорт молока и молочных продуктов увеличится на 43%. Сектор отличается высокой концентрацией, поэтому ожидается пересмотр допустимых концентраций за последние годы.
Анализ показывает, что отсутствие национальных стандартов качества, недостаточный институциональный контроль, высокие производственные издержки и дефицит рабочей силы усугубляют проблемы в сфере производства и переработки.
В анализе также рассматривается региональное покрытие и ценовая политика крупных розничных сетей.
Данные показывают, что Болгария входит в число стран с самыми низкими нормативными барьерами для входа в сектор – как при открытии, так и при эксплуатации новых торговых точек. В ряде стран ЕС регулирование значительно более строгое, включая ограничения по рабочему времени, местоположению и т. д. Одни из самых высоких барьеров наблюдаются в Австрии и Германии.
Впервые в анализе представлена «конкурентная карта» Болгарии по регионам. Данные показывают динамичную конкуренцию в крупных городах, таких как София и Пловдив, где представлено множество сетей. Однако в некоторых регионах количество сетей ограничено 3, 4–5, что приводит к значительным рыночным позициям и региональному дисбалансу. Анализ показывает, что уровни цен в большинстве розничных сетей страны относительно одинаковы, несмотря на разную покупательную способность населения. Например, в Софии годовой доход на человека составляет 55 000 евро, а в Видине – 7 122 евро.
Комитет по ценообразованию провел исследование ценовой политики десяти крупных розничных сетей в июне, июле и августе этого года. Вывод заключается в том, что нет никаких свидетельств скоординированного спекулятивного роста цен в связи с введением евро. В то же время, сообщалось о чрезвычайно высоких торговых наценках. Они формируются за счет торговых скидок с отпускных цен производителей и дополнительной наценки к отпускной цене, устанавливаемой торговыми сетями. В случае молока максимальные зарегистрированные наценки достигают 77%, в случае сыра — до 82%, а в случае сыра — до 91%.
Согласно анализу, высокие торговые наценки, особенно после значительных скидок с отпускных цен, могут деформировать рынок, поскольку оказывают сильное давление на производителей, ограничивают их свободу ценообразования, снижают рентабельность и затрудняют переговоры с торговыми сетями.
Среди рекомендаций промежуточного отчета — развитие кооперации, создание коротких цепочек поставок, внедрение национальных стандартов качества, усиление институционального контроля, целевое финансирование перерабатывающего сектора и повышение прозрачности коммерческой практики торговых сетей.
Комиссия по защите прав потребителей (КЗП) переходит к углублённым исследованиям по трём направлениям: структура розничного рынка в социально-экономически слаборазвитых регионах с низкой покупательной способностью и концентрацией продавцов; ценовая политика, скидки, наценки и коммерческие условия между поставщиками и продавцами; а также рынки производства, переработки и торговли молоком и молочной продукцией.
«Мы рассчитываем, что посредством диалога с бизнесом и осознанной общественной потребности, начнём процесс саморегулирования и восстановления конкурентной среды, основываясь на выводах отчёта. В случае отсутствия стремления к саморегулированию и выявления возможных признаков недобросовестной коммерческой практики, злоупотребления доминирующим положением и проблемных концентраций, КЗП готова самостоятельно принять меры и инициировать соответствующие разбирательства», — отметил Карадимов.
