В начале 2025 года на каждый восьмой электромобиль в Болгарии — приходится зарядная станция, в Европе это соотношение 10 к 1.
Как сообщает bourgas.ru, в начале 2025 года на каждый восьмой электромобиль в Болгарии — приходится зарядная станция, в Европе это соотношение 10 к 1.
Болгария входит в число лучших в ЕС по количеству зарядных станций для электромобилей — в Болгарии их более 2340, а электромобилей насчитывается чуть более 17 000. Таким образом, на одну станцию приходится менее 8 автомобилей, тогда как в Европе это соотношение составляет 1 к 10. Болгария также находится на первых местах по доле быстрых станций по сравнению с их общим количеством. В ЕС таких компаний не более 20%, а в Болгарии их более 30%. Быстрыми считаются те, мощность которых превышает 50 киловатт.
Фактически наша страна выполнила требование ЕС к концу 2026 года. разместить зарядные станции через каждые 60 км вдоль основной дорожной сети, при этом их следует устанавливать в основном на автозаправочных станциях. У некоторых из них уже есть так называемые концентраторы — не менее 3–4 точек зарядки расположены в одном месте. В городах они в основном располагаются в торговых центрах, ритейл-парках и крупных торговых сетях.
Бизнес по зарядке электромобилей разделен между несколькими компаниями. Крупнейшей является сеть Eldrive, так как компания входит в холдинг, основным владельцем которого является бизнесмен и издатель Иво Прокопьев. Компания основана в 2018 году, имеет 800 станций, что составляет около 30% доли рынка.
У компании также одни из самых высоких цен — в большинстве случаев киловатт-час зарядки стоит 90 стотинок. Eldrive получила европейское финансирование в размере 1,751 млн левов на закупку зарядных станций. Европейский инвестиционный банк недавно объявил о выделении Eldrive 40 миллионов евро на развитие зарядной инфраструктуры в Болгарии, Румынии и Литве с амбициозной целью увеличения количества станций до 7400.
Крупнейшим конкурентом Eldrive является Fines Charging с долей рынка почти 10%. За этой сетью стоит компания «Финесс-2» из Димитровграда, которая занимается переработкой мяса. За последние 2 года на рынок вышли еще два крупных игрока. Компания Turkish Electrip располагает почти 200 пунктами зарядки и установила на шоссе Марица одну из самых быстрых станций в нашей стране мощностью 400 киловатт. Еще одна компания, претендующая на большую долю рынка — Electrocharge, которой управляет Electrohold. В планы компании входит строительство 500 станций по всей стране.
Другие компании в этом бизнесе пока не могут похвастаться большими долями рынка. К нему присоединился и банк — у ProCredit Bank 60 станций.
В таком случае поездка на расстояние от Софии до Южного побережья Черного моря может обойтись в 14–15 левов. Цена домашней станции начинается от 700 левов и может достигать 2000-3000 левов в зависимости от комплектации. Если пользоваться только платными зарядными станциями, то средняя стоимость 100 км пробега электромобиля составит около 15 левов, что сегодня немного дешевле стоимости бензина.