В этом году менее 10% иностранцев работали в отелях Болгарии.
Как сообщает bourgas.ru, в этом году менее 10% иностранцев работали в отелях Болгарии. Практически единогласно 97% отельеров Болгарии отмечают, что в той или иной степени испытывают трудности с привлечением персонала для своих отелей. Примерно для половины из них эти трудности приобретают характер кризиса. Таковы результаты национального исследования рынка труда в гостиничном бизнесе Болгарии, проведенного в октябре Гостиничным форумом (HTIF). 90% участников опроса ожидают, что в 2026 году ситуация с персоналом продолжит ухудшаться.
В исследовании Гостиничного форума приняли участие владельцы и управляющие отелей и гостиничных групп, которые управляют примерно 23 000 номерами, распределенными по объектам размещения с номерным фондом более 15 номеров (без учета гостевых домов и апартаментов для краткосрочной аренды) и имеющими категорию две, три, четыре и пять звезд.
В двух третях отелей доля иностранных сотрудников составляет менее 10%, а в четверти из них их вообще нет, и они полагаются только на болгарский персонал. Более половины отельеров, нанимающих иностранцев, отмечают, что в целом довольны своей работой.
В этом году наиболее востребованными кандидатами в гостиничные команды стали повара (70%), за ними следуют горничные (66%), официанты (55%), администраторы (45%), технический персонал (24%), бармены (18%) и т.д. Чуть менее 15% отелей ищут сотрудников на руководящие должности (сумма процентов превышает 100, поскольку допускается более одного варианта ответа).
По данным компании, отсутствие мотивации к работе в секторе (60%) является основной причиной нехватки персонала, за ней следуют демографические факторы (42%), высокая текучесть кадров (40%), сезонность работы (40%) и недостаточно привлекательная заработная плата (33%).
Половина отельеров считает, что соискателям достаточно иметь среднее образование, для четверти образование не имеет значения, а 20 процентов заявляют, что ищут сотрудников со средним профессиональным образованием. Половина работодателей, наняв сотрудников, в течение месяца обучает их в соответствии с требованиями соответствующих отелей. У четверти отельеров обучение вновь принятых сотрудников занимает три месяца.
Более двух третей опрошенных предоставляют стажировки и другие формы временного трудоустройства для студентов и учащихся старших классов.
Более половины респондентов, помимо соответствующей оплаты труда, предоставляют своим сотрудникам дополнительные социальные льготы (дисконтные карты, корпоративное обучение, тимбилдинг и т. д.). Примерно пятая часть предоставляет такие льготы, но только для определенных должностей в отеле, и такая же доля составляет тех, кто не предоставляет социальные льготы.
Материальные бонусы, зависящие от достигнутых результатов, являются основным инструментом, с помощью которого отельеры могут снизить текучесть кадров и мотивировать команду, считают 90 процентов из них. Далее следуют бесплатное питание в отеле (50%), ваучеры на питание, спортивные и культурные мероприятия (35%), тимбилдинг (30%), программы развития карьеры (20%) и т. д.
Общее решение кадрового кризиса можно найти в привлечении студентов и учащихся старших классов к стажировкам и другим программам трудоустройства (65% респондентов), а также в повышении заработной платы, чтобы они стали конкурентоспособными по сравнению с другими секторами (50% респондентов). Лишь на третьем месте среди решений находится импорт персонала из-за рубежа (47%), за которым следуют автоматизация и цифровизация процессов для оптимизации человеческого фактора (37%).
По мнению 70% отельеров, технологии помогут решить проблему нехватки персонала за счет автоматизации онлайн-бронирования и управления номерным фондом. Почти половина работодателей считает, что мы будем все чаще встречать цифровые решения в сфере размещения гостей, а также электронные меню и заказы через планшет и телефон в ресторане и службе обслуживания номеров (46%). Динамическое ценообразование и автоматизация маркетинга (40 процентов), а также автоматизированное общение с гостями посредством чат-ботов и консьержей на базе искусственного интеллекта (35 процентов) — это другие области гостиничной деятельности, в которых, как ожидается, технологии будут получать все большее распространение.
