Сегодня появилась информация о том, что ЕвроКомиссия предупреждает Болгарию о несоответствии болгарских бюджетных планов на 2026 год фискальным требованиям ЕС.

Как сообщает bourgas.ru, появилась информация о том, что ЕвроКомиссия предупреждает Болгарию о несоответствии болгарских бюджетных планов на 2026 год фискальным требованиям ЕС.

Европейская комиссия представила странам ЕС свои экономические приоритеты на 2026 год, изложив основные экономические и социальные цели для повышения конкурентоспособности ЕС. Оценки также включают оценку бюджетных планов правительства Болгарии на следующий год. В сложной геополитической обстановке Еврокомиссия призывает к скоординированным действиям по повышению производительности труда, стимулированию инноваций и увеличению стратегических инвестиций. Эта рекомендация является частью осеннего пакета документов, представленного сегодня в рамках Европейского семестра, в котором анализируются ключевые экономические и социальные проблемы ЕС и предлагаются рекомендации по вопросам политики для государств-членов.

Представленный сегодня пакет документов основан на устойчивых, хотя и умеренных, экономических перспективах – стабильном рынке труда, росте внутреннего потребления и снижении инфляции.

В то же время ЕС продолжает сталкиваться со структурными проблемами, включая низкую производительность труда, демографическое давление, значительные потребности в инвестициях в оборону и требования «зеленого» и цифрового перехода. В связи с этим Европейская комиссия подчеркивает необходимость повышения конкурентоспособности государств-членов, поддержания стабильности государственных финансов и направления ресурсов на стратегические инвестиции.

В рамках осеннего пакета мер Европейская комиссия оценивает соблюдение всеми государствами-членами бюджетных правил ЕС. Некоторые из них были отнесены к категории подверженных риску, в то время как девять по-прежнему находятся в состоянии чрезмерного дефицита бюджета. Также была предложена конкретная рекомендация для еврозоны, которая фокусируется на необходимости обеспечения стабильности финансирования, устранения препятствий для оборонной промышленности, полной реализации Национальных планов восстановления и повышения устойчивости к августу 2026 года, развития профессиональных навыков, расширения участия на рынке труда и повышения эффективности функционирования единого рынка посредством совершенствования нормативно-правовой базы и стимулирования инвестиций в инновации и стратегические секторы.

В условиях растущих геополитических рисков Европейская комиссия относит оборону к числу основных стратегических приоритетов осеннего пакета мер Европейского семестра на 2026 год. В документе излагается, как государства-члены должны адаптировать свою бюджетную политику, промышленное развитие и человеческие ресурсы для укрепления обороноспособности ЕС.

Одним из ключевых моментов является предоставление государствам-членам большей свободы в увеличении своих военных бюджетов. Комиссия рассматривает возможность увеличения оборонных расходов, особенно для 16 стран, в отношении которых активирована оговорка о национальной гибкости. Это означает, что дополнительные военные расходы не будут автоматически считаться нарушением фискальных правил.

Этот шаг обусловлен продолжающейся войной на Украине, напряженностью на Ближнем Востоке и необходимостью укрепления стратегической автономии ЕС.

Европейская комиссия рекомендует странам еврозоны устранить нормативные и административные препятствия, замедляющие производство оружия, поставки боеприпасов и разработку новых оборонных технологий.

Цель — увеличить производственные мощности европейских оборонных предприятий, чтобы ЕС мог быстрее реагировать на кризисы и снизить свою зависимость от внешних поставщиков.

Европейская комиссия приняла заключения по проектам бюджетных планов на 2026 год 17 стран еврозоны. Двенадцать стран – Кипр, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Латвия, Люксембург, Португалия и Словакия – оценены как соответствующие бюджетным правилам ЕС и им предложено продолжить реализацию запланированной бюджетной политики. Три страны – Хорватия, Литва и Словения – оценены как находящиеся под угрозой несоблюдения и призваны принять меры по приведению своей бюджетной политики в соответствие с рекомендациями. Мальта и Нидерланды оценены как находящиеся под угрозой существенного несоблюдения. Из остальных стран ЕС, не входящих в еврозону, семь стран – Австрия, Бельгия, Чешская Республика, Дания, Швеция, Польша и Румыния – оценены как соответствующие, а три страны – Болгария, Венгрия и Испания – находятся под угрозой несоблюдения.

Впервые Европейская комиссия предлагает рекомендацию, полностью посвященную человеческому капиталу. В нём содержится призыв к государствам-членам уделять первоочередное внимание образованию и навыкам в стратегических секторах, таких как переход к чистой энергетике, экономика замкнутого цикла, промышленная декарбонизация, здравоохранение и биотехнологии, сельское хозяйство и биоэкономика, оборона и космос, а также укреплять программы в области науки, технологий, инженерии и математики, обратить вспять процесс снижения базовых навыков, мобилизовать государственные и частные инвестиции в человеческий капитал и улучшить сбор точных и актуальных данных, отражающих изменения на рынке труда и появление новых профессий.

В докладе о механизме оповещения, который служит для раннего выявления макроэкономических дисбалансов, определены семь стран для углубленного анализа в 2026 году: Греция, Венгрия, Италия, Нидерланды, Словакия, Швеция и Румыния. В новом Европейском макроэкономическом докладе представлен обзор рисков и возможностей, с которыми сталкиваются экономики ЕС в быстро меняющейся среде, подчеркиваются проблемы производительности, уязвимости ЕС, необходимость повышения конкурентоспособности посредством инноваций, углубления единого рынка и мобилизации частных инвестиций. В нём также рассматриваются высокий уровень сбережений в Европе, потенциал ЕС в плане сбережений и инвестиций, влияние увеличения оборонных расходов и возможности укрепления промышленного потенциала посредством скоординированных государственных закупок.

Комиссия также опубликовала отчёты о постпрограммном наблюдении за Ирландией, Грецией, Испанией, Кипром и Португалией, в которых оценивается их экономическое, налогово-бюджетное и финансовое положение, а также их способность обслуживать долг. Установлено, что все пять стран сохраняют способность обслуживать долг. Совместный отчёт о занятости показывает, что рынки труда остаются стабильными, но сохраняются структурные недостатки, такие как медленный рост производительности труда и значительный дефицит рабочей силы и квалифицированных кадров. В отчёте также представлена ​​начальная фаза анализа в рамках Рамочной программы социальной конвергенции, в рамках которой девять стран, включая Болгарию, будут подвергнуты более глубокому анализу весной 2026 года.

Что касается Болгарии

Болгария входит в два ключевых раздела оценок Европейской комиссии. Во-первых, Болгария входит в число стран, находящихся под угрозой несоблюдения бюджетной системы ЕС. Это означает, что, по мнению Европейской комиссии, существует обеспокоенность тем, что национальная бюджетная политика на 2026 год может не полностью соответствовать текущим европейским фискальным требованиям.

Согласно европейским нормам, национальные фискальные рамки – это правила, процедуры и институты, посредством которых государства-члены планируют, реализуют и контролируют свои бюджеты, включая фискальные правила, среднесрочные бюджетные рамки и независимые фискальные институты. С 2024 года каждая страна должна подготовить многолетний фискальный план с определённой траекторией расходов (траекторией чистых расходов), которая обеспечивает устойчивый государственный долг и дефицит ниже 3% ВВП. Совет ЕС утверждает эти планы, и страны ежегодно отчитываются о своём прогрессе и соблюдении правил, в том числе в рамках возможных «оговорок об освобождении», таких как инвестиции в оборону.

В связи с этим в начале июля ЕС разрешил государствам-членам временно увеличить свои расходы на оборону до 1,5% ВВП в течение следующих четырёх лет без немедленного сокращения или повышения налогов. Это является ответом на агрессию России против Украины и обеспечивает гибкость национальных бюджетов за счёт активации «оговорок об освобождении».

На данный момент 16 стран ЕС активировали этот пункт: Бельгия, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Португалия, Словакия и Словения.

Кроме того, в социальной части анализа Болгария включена в число девяти стран, для которых весной 2026 года будет проведен более углубленный анализ. Этот анализ связан с рисками социальной конвергенции с другими государствами-членами, включая такие проблемы, как низкая производительность труда, нехватка рабочей силы и квалифицированных кадров, а также более высокий уровень бедности и другие социальные трудности.

Европейский семестр — это ежегодный процесс координации экономической и социальной политики в ЕС, в ходе которого страны ЕС приводят свою бюджетную и экономическую политику в соответствие с целями и правилами, согласованными на европейском уровне. Расписание семестров следует повторяющемуся циклу, начинающемуся осенью с представления Европейской комиссией экономических и социальных приоритетов и заканчивающемуся в октябре следующего года, когда страны ЕС представляют свои проекты бюджетных планов.