Экономический рост Болгарии замедлится

0
560
экономика Болгарии
экономика Болгарии

В 2023 году экономический рост Болгарии замедлится, ожидается, что годовая инфляция снизится с 13% в 2022 году до 9,4% в 2023 году, а затем замедлится до 4,2% в 2024 году.

Как сообщает bourgas.ru, в 2023 году экономический рост Болгарии замедлится, ожидается, что годовая инфляция снизится с 13% в 2022 году до 9,4% в 2023 году, а затем замедлится до 4,2% в 2024 году.

Ожидается, что экономический рост Болгарии замедлится в 2023 году, а затем ускорится в 2024 году. Ожидается, что рост экспорта замедлится в 2023 году из-за слабого внешнего спроса и разовых факторов, характерных для конкретной страны. Ожидается, что рост потребления домашних хозяйств замедлится к концу 2023 года и первой половине 2024 года по мере роста реальных процентных ставок и замедления роста заработной платы. Ожидается, что инфляция замедлится, но останется относительно высокой в ​​2023 году. Ожидается, что дефицит государственного бюджета увеличится в 2023 году из-за социальной политики и политики доходов, принятой в 2022 году. В документе отмечается, что обсуждение бюджета страны на 2023 год продолжается.

Замедление внутреннего и внешнего спроса

Реальный ВВП вырос на 3,4% в 2022 году благодаря сильному частному потреблению и экспорту. Рост реального потребления домохозяйств ускорился во второй половине 2022 года благодаря увеличению располагаемого дохода в условиях очень жесткого рынка труда. Рост экспорта был особенно сильным в первой половине 2022 года, отражая как более высокие цены, так и объемы товаров, экспортируемых в регион, особенно электроэнергии. Импорт также сильно вырос благодаря сильному внутреннему спросу и высокой доле импорта в экспорте. Первые признаки охлаждения в секторе недвижимости были зарегистрированы в четвертом квартале со снижением количества разрешений на строительство и новых сделок.

Прогнозируется, что рост ВВП замедлится до 1,5% в 2023 г. и увеличится до 2,4% в 2024 г. Ожидается, что квартальный ВВП стагнирует после первого квартала 2023 г., а затем возобновит устойчивый рост в 2024 г. за счет экспорта, частного потребления и государственных инвестиций. Ожидается, что темпы роста экспорта значительно замедлятся в 2023 году, а затем восстановятся в 2024 году. Помимо снижения внешнего спроса, на показатели экспорта повлияют запланированные капитальные ремонты в сталелитейной промышленности и на атомной электростанции, а также запрет на экспорт нефтепродуктов, переработанных из российской нефти НПЗ Лукойл.

Ожидается, что частное потребление останется высоким в начале 2023 года, умеренным до середины 2024 года, а затем восстановится. Ожидается, что в прогнозируемом горизонте рост реальных доходов домохозяйств останется близким к положительным уровням с 2022 года, а инфляция заработной платы и цен в целом снизится. Ожидается, что уровень сбережений домашних хозяйств увеличится по мере роста номинальных и реальных процентных ставок в сочетании с некоторым замедлением кредитования домашних хозяйств. Ожидается, что инвестиции будут поддерживаться фондами ЕС, в том числе в рамках Плана восстановления и устойчивости (RRP), хотя задержки указывают на значительную задержку в реализации.

Риски для прогноза в целом сбалансированы. С другой стороны, быстрый рост номинального дохода и потребления домохозяйств увеличивает риск перегрева. С другой стороны, более сильное снижение внешнего спроса, более прямое воздействие более высоких процентных ставок внутри страны и ухудшение ситуации на рынке жилья могут ослабить экономическую активность.

Постепенное замедление роста заработной платы.

Рынок труда остается напряженным: уровень безработицы в феврале 2023 года составлял 3,8%. В 2022 году номинальная заработная плата продолжала сильно расти, отражая как нехватку рабочей силы, так и давление высокой инфляции. В обрабатывающей промышленности рост заработной платы сопровождался значительным ростом производительности, тогда как в строительстве и сфере услуг он привел к быстрому увеличению удельных затрат на рабочую силу. Ожидается постепенное замедление роста заработной платы, первоначально в торгуемом секторе, после ослабления экспорта и снижения инфляции. Затем ожидается, что сдерживание заработной платы распространится на остальную часть экономики. Прогнозируется небольшой рост занятости в 2023 и 2024 годах, поскольку число безработных значительно сократилось за последние годы, а рабочая сила в целом сокращается.

Инфляция постепенно замедляется

Инфляция ХИПЦ в среднем составила 13% в 2022 году. Цены на энергоносители и продукты питания явно стимулировали инфляцию в первой половине года и привели к более высокой инфляции в транспортных услугах и услугах общественного питания. Во второй половине года инфляция потребительских цен на услуги, в том числе за пределами тех, на которые сильно влияют цены на продукты питания и энергоносители, начала ускоряться, в то время как цены на продукты питания продолжали расти, хотя и более низкими месячными темпами. Ожидается, что годовая инфляция HICP снизится с 13% в 2022 г. до 9,4% в 2023 г., а затем замедлится до 4,2% в 2024 г. Ожидается снижение цен на энергоносители, как в 2023 г., так и в 2024 г., при этом ожидается инфляция цен на продукты питания. останется высокой в ​​2023 г. и снизится в 2024 г. Тем не менее, по прогнозам, инфляция цен на услуги ускорится в 2023 г. и останется относительно высокой в ​​2024 г.

Ожидается, что дефицит государственного бюджета будет медленно снижаться

После года значительной бюджетной консолидации и дефицита в размере 2,8% ВВП в 2022 г. прогнозируется, что дефицит в 2023 г. снова увеличится до 4,8% ВВП в 2023 г. К предельной дате этого прогноза правительство и парламент не принял какие-либо меры консолидации для финансирования повышения заработной платы и пенсий, которые лягут на бюджет в размере около 3,5% ВВП в 2023 году.

Тем не менее, несколько факторов должны помочь ограничить дефицит. Чистые бюджетные расходы на меры энергетической поддержки прогнозируются на уровне 0,8% ВВП в 2023 году по сравнению с 1,5% в 2022 году. Эти меры должны быть полностью отменены в 2024 году.

По прогнозам, трансферты, связанные с людьми, покидающими Украину, также окажут значительно меньшее влияние на бюджет. Ожидается, что налоговые поступления выиграют от роста доходов, а также от более высокого потребления и роста цен на товары и услуги, облагаемые косвенными налогами, в основном НДС. На развитие дефицита в 2023 г. также влияет предполагаемая полная отмена чрезвычайных временных мер по COVID-19, которые оцениваются в 1% от ВВП в 2022 г. Пик государственных инвестиций ожидается в 2023 г. в связи с завершением финансируемых проектов Европейскими структурными и инвестиционными фондами (ЕСИФ) 2014-2020.

Дефицит консолидированного государственного бюджета, по прогнозам, останется на уровне 4,8% ВВП в 2024 году. При отсутствии изменений в политике рост налоговых поступлений замедлится. Прогнозируется, что текущие расходы будут расти быстрее, чем доходы, но влияние на дефицит будет компенсировано сокращением государственных инвестиций, финансируемых из внутренних источников. Вместо этого ожидается усиление реализации RRP. Прогнозируется, что общий государственный долг увеличится с 22,9% ВВП в 2022 году до 28,1% к 2024 году. Существует положительный риск того, что дефицит и долг консолидированного государственного бюджета окажутся ниже прогнозируемых, поскольку основные парламентские партии обязались принять консолидационные меры для сокращения дефицита в 2023 году.