В декабре 2026 года начнут курсировать, согласно плану, частные пассажирские поезда в Болгарии.
Как сообщает bourgas.ru, в декабре 2026 года начнут курсировать, согласно плану, частные пассажирские поезда в Болгарии. Это предусмотрено в Проекте определения условий и порядка отбора перевозчиков для пассажирских железнодорожных перевозок в стране, опубликованном для публичного обсуждения Министерством транспорта и коммуникаций.
Публичное обсуждение проекта продлится до 1 июля. В течение этого периода министерство проведет переговоры со всеми заинтересованными сторонами — профсоюзами, неправительственным сектором и т. д. — для детального обсуждения условий предстоящей процедуры.
Процедура отбора железнодорожных пассажирских перевозчиков будет осуществляться в соответствии с правилами Регламента Европейского парламента и Совета от 23 октября 2007 года об услугах общественного пассажирского транспорта по железной дороге и автомобильным дорогам.
Согласно опубликованному министерством графику, процедура подачи предложений от кандидатов на роль частных железнодорожных перевозчиков будет открыта до конца июля текущего года, а подавать предложения можно будет до 30 октября.
Заключение контрактов с выбранными перевозчиками будет осуществляться до 31 декабря 2025 года, а обслуживание по новым контрактам начнется с 13 декабря 2026 года, когда вступит в силу Расписание движения поездов на 2027 год.
Планируемый срок действия контрактов составляет 12 лет, при этом идея заключается в обеспечении финансовой и эксплуатационной безопасности компаний-перевозчиков.
Конкурс по отбору железнодорожных перевозчиков впервые поставит национальную компанию BDZ в конкуренцию с частными перевозчиками.
Опубликованный проект предусматривает, что железнодорожная система страны будет разделена на три региона — западный, северный и южный, с включением в каждый из них второстепенных линий.
Все экспрессы, международные и ночные поезда попадут в западный участок с депо в Софии. Южный участок включает в себя несколько скорых поездов между Пловдивом и Варной через Карнобат и через Горна Оряховица, а также пассажирские линии в регионе.
Северный участок будет охватывать скорые поезда из Русе в Варну и в Пловдив через Горна Оряховица, а также пассажирские линии в регионе.
Экспресс-поезда будут курсировать в четырех направлениях — София-Варна, София-Бургас, София-Петрич и Горна Оряховица-Русе. Условия проекта гласят, что они должны достичь средней скорости сообщения не менее 80 км/ч и будут обслуживать только города с населением более 20 000 человек и/или на перекрестках.
У них также будет возможность бронировать все места, а внутри самих поездов будет как минимум первый и второй класс.
Важным моментом является то, что выбранные перевозчики могут использовать как собственный подвижной состав, так и арендованный у государства. Он предоставит выбранным подрядчикам составы для бесплатного использования.
Подвижной состав, предоставляемый государством, будет пропорционален объему услуги для соответствующего региона. После окончания срока действия контракта подрядчик обязан вернуть подвижной состав владельцу в том состоянии, в котором он был получен.
Перевозчикам разрешено работать на условиях прибыли не более 5%. «Предлагаемый лимит является нормальным для сектора пассажирских перевозок и достаточен для возмездной услуги. Проект контракта предусматривает проверки со стороны заказчика, а также независимый аудит», — говорится в документе.
Условием является синхронизация систем бронирования и продажи билетов для удобства пассажиров, которые меняют линии разных операторов.
Повышение цен на билеты будет происходить не чаще одного раза в квартал. Перевозчики смогут повышать цены в случае постоянного и существенного роста цен на топливо, электроэнергию, инфраструктурные сборы и другие продукты и услуги, составляющие текущие расходы перевозчика, которые более чем на 5% превышают рост индекса инфляции.
Трудовые отношения с рабочими и служащими будут сохранены и не будут прекращены при выборе новых подрядчиков для обслуживания общественного транспорта, а будут переданы новому работодателю, заверяют в Министерстве транспорта и коммуникаций.