Болгары потратили более 4 млрд левов на интернет, ТВ и услуги связи

0
238
Комиссии по регулированию коммуникаций в Болгарии
Комиссии по регулированию коммуникаций в Болгарии

В 2024 году, болгары потратили более 4 млрд левов на интернет, ТВ и услуги связи и это рекорд в абсолютном выражении.

Как сообщает bourgas.ru, в 2024 году, болгары потратили более 4 млрд левов на интернет, ТВ и услуги связи и это рекорд в абсолютном выражении. Эти данные были взяты из годового отчета Комиссии по регулированию коммуникаций Болгарии (КРС).

Они показывают, что доходы от услуг передачи данных и доступа в Интернет лидируют с долей 54,1% в общем объеме рынка. Рост по сравнению с 2023 годом составляет 2,8%. Деньги, которые поступают от сообщений и звонков через фиксированную или мобильную сеть, также имеют значительную долю — более 25%, но за год снизились на 2,9%.

Оказывается, болгары предпочитают пользоваться пакетными услугами — такими, когда в рамках одной подписки они получают телефонные звонки, интернет и часто телевидение. Например, 57,4% абонентов фиксированной голосовой связи, 80,4% абонентов мобильной голосовой связи и 43,5% абонентов платного телевидения используют соответствующую услугу в пакете с другими. В результате доходы от пакетных предложений достигают 2,064 млрд левов, что на 10,6% больше, чем в предыдущем году.

По данным КРС, три телекоммуникационных компании — A1, Vivacom и Yettel — доминируют в этом бизнесе, занимая 97,8% рынка по реализованным доходам и 98,3% от общего числа абонентов пакетных услуг. Каждая из остальных компаний, предоставляющих такие услуги, имеет долю, не превышающую 1% от общего числа абонентов.

Несколько удивительно, но оказывается, что все еще есть бизнес со стационарными телефонами, так как количество абонентов этой услуги на конец прошлого года составило 529 540. Однако в годовом исчислении они сократились на 10,7%. По данным Комиссии по регулированию связи Болгарии, продолжение тенденции к снижению этого показателя в течение года подряд является результатом снижения интереса к услуге.

Фактически, ее пик пришелся на 2020 год во время пандемии, когда за год было разговоров со стационарных телефонов было более 523 миллионов минут. В 2024 году их количество уже почти вдвое меньше. Неудивительно, что у Vivacom больше всего стационарных телефонов по историческим причинам со времен BTC. Затем идут A1 и Yettel.

Однако конкуренция более жесткая в сфере мобильных телефонов

Здесь лидером по количеству абонентов является A1, за ним следуют Vivacom и Yettel. О сильной конкуренции свидетельствуют сдвиги, которые, по данным КРС, составляют минимальные проценты. В прошлом году доля А1 по количеству абонентов увеличилась на 0,3%, а по выручке сократилась на 2,8%. У Vivacom абоненты увеличились на 0,4%, а выручка — на 2,6%. Доля Yettel по абонентам сократилась на 0,7%, а по выручке увеличилась на 0,2%.

Но и здесь наблюдается тенденция к снижению. После периода роста объема звонков, который продолжался до 2021 года и был обусловлен перенаправлением потребления с фиксированной на мобильную голосовую связь, в период 2022–2024 годов сообщается о ежегодном снижении.

КРС отмечает, что наблюдаемые тенденции в долях рынка на основе количества абонентов и доходов за 5 лет в период 2020–2024 годов показывают, что в сфере услуг мобильной голосовой связи происходит непрерывное перераспределение абонентов между тремя операторами связи.

Таким образом, на конец прошлого года количество абонентов составляло 7 978 611 человек, а по сравнению с 2023 годом было отмечено небольшое снижение на 0,4%. Однако предоплаченные карты показали более ощутимое снижение — абоненты сократились на 2 процента до чуть более 1,273 миллиона.

Настоящая битва за долю рынка и деньги — это предоставление интернета. По данным КРС, в 2024 году четыре компании начали предоставлять пакетную услугу, включающую фиксированный доступ к интернету и телевидению, а 7 отказались от этого бизнеса. Таким образом, в прошлом году на рынке было 89 компаний с пакетной услугой.

Доходы от интерактивного телевидения, известного как IPTV, растут — на 15,1%. Доходы от кабельного телевидения увеличились на 3,5 процента по сравнению с предыдущим годом, а от спутникового телевидения снизились на 17,7%.

2 017 183 болгар пользуются платным телевидением, что принесло провайдерам более 543 миллионов левов в прошлом году. Половина денег приходится на IPTV. На втором месте доля доходов от спутникового, а на третьем — от кабельного телевидения.

В этом бизнесе явное доминирование «Vivacom», A1 и «Yettel». Лидером рынка является «Vivacom» с долей почти 60% по абонентам и 56,5% доходов. Рост здесь обусловлен сделкой, в которой телеком купил «Булсатком» в прошлом году.

A1 сохраняет вторую позицию, занимая чуть более 1/3 рынка в 2024 году. «Yettel» входит в тройку лидеров, занимая 14-е место в 2023 году. Однако его доля на рынке невелика — 1,5% от общего числа абонентов платного ТВ. Все остальные участники рынка, не входящие в тройку лидеров, делят 12,4% абонентов.

Самая большая конкуренция в интернет-бизнесе — на рынке работают 667 компаний

Их количество ежегодно уменьшается на 36. И тут нет никаких сюрпризов — интернет-бизнес в основном держат три телекома, но на третьем месте после «Vivacom» и A1 теперь «Yettel». Все остальные игроки на этом рынке делят долю рынка в 26,6%.

Пользователи также получают доступ к все более скоростному интернету. Лидирующие позиции занимают пользователи сверхбыстрого доступа — 100 Мбит/с и выше, с долей 65,4%. За год их доля увеличилась на 8,1% в результате увеличения числа абонентов, использующих оптическое подключение.

Людей, имеющих высокоскоростной доступ от 30 Мбит/с до 99,99 Мбит/с, по итогам 2024 года сократилось до 27,6%. За ними следуют абоненты, использующие скорость до 29,99 Мбит/с, доля которых сократилась до 6,9%.

В мобильном доступе в интернет, конечно, рынок делят Vivacom, A1 и Yettel. В 2024 году никаких изменений в позициях по сравнению с предыдущим годом не произошло. Доля рынка по количеству абонентов осталась практически неизменной у всех трех телекомов. CRC указывает на небольшой рост у Vivacom и A1 — на 0,4 и 0,7 процента соответственно. Yettel снизился на 1,1%. По выручке Vivacom снизился на 1,2%, а Yettel — на 1,1%. A1 по-прежнему имеет наибольшую долю рынка по выручке, зафиксировав рост на 2,3%.

С более чем 468,8 млн левов в рамках плана восстановления будет построена быстрая сеть в 289 населенных пунктах, которые находятся за пределами коммерческого интереса компаний. Половина инвестиций предназначена для отдаленных, сельских и малонаселенных районов.

С этими деньгами планируется, что по крайней мере 350 000 болгар получат доступ к высокоскоростному интернету. Особое внимание уделяется регионам, в которых нет надежной оптической связи, которая необходима для передачи данных.

Сеть будет расширена и улучшена до 140 муниципальных центров из 185 в стране. К новым построенным маршрутам будет подключено не менее 700 базовых станций.

Мощность может быть обеспечена за счет строительства новой инфраструктуры или использования уже существующей. Еще в 45 населенных пунктах необходимо модернизировать существующие сети.

Министерство транспорта приводит пример выгоды от инвестиций — если семья хочет жить в небольшом населенном пункте, с 30 июня 2026 года можно будет предлагать дистанционное обучение, оплачивать счета онлайн и общаться с учреждениями. В каждом из этих 289 населенных пунктов государство также предоставляет возможность цифрового кочевничества, то есть возможность работать удаленно.

Параллельно готовятся более строгие требования к операторам мобильной связи в отношении покрытия их сетей. КРС опубликовала предложения по внесению изменений в лицензии на телекоммуникации для общественного обсуждения. По их словам, в течение 3 лет после принятия поправок должно быть покрытие 99,9% территории всех населенных пунктов с численностью населения менее 3000 человек.

Помимо наличия сигнала, условием также является наличие мобильного интернета со скоростью 30 Мбит/с. Телекомы также должны обеспечить покрытие всех автомагистралей, дорог первой категории и железнодорожных путей мобильным интернетом со скоростью 50 Мбит/с. В течение 5 лет на 99,5% территории страны должен быть телефонный сигнал и скорость мобильного интернета 50 Мбит/с. В населенных пунктах она должна достигать 100 Мбит/с, такое же требование касается автомагистралей, дорог первой категории и железнодорожных путей. Для дорог второй категории скорость установлена ​​на уровне 50 Мбит/с.

Что за этим стоит — скорости в 30 Мбит/с более чем достаточно для серфинга в сети и просмотра видео, даже в формате 4К. 50 Мбит/с апгрейды и дают вам более стабильное соединение, а скорости в 100 Мбит/с должно быть достаточно для абсолютно всего, что вам нужно для мобильного устройства. А обязательство покрыть 99,9% населенных пунктов с населением менее 3000 жителей фактически требует наличия сигнала в каждой деревне.