Как оказалось, болгарские пенсии – одни из самых бессильных в борьбе с бедностью в странах ЕвроСоюза.
Как сообщает bourgas.ru, болгарские пенсии – одни из самых бессильных в борьбе с бедностью в странах ЕвроСоюза.
В период активной трудовой деятельности наше благополучие и уровень жизни во многом зависят от нас самих и зависят от выбора профессии, инвестиций в навыки, усилий и занятости. Однако после выхода на пенсию ситуация меняется: в связи с действующей в нашей стране пенсионной моделью доход в значительной степени зависит от бюджетных возможностей государства и политических решений.
После того, как Институт экономического анализа и оценки (ИПИ) изучил способность пенсионных систем замещать доход в отдельных европейских странах, сегодня мы изучаем бедность среди пенсионеров и влияние на неё национальных пенсионных систем.
Согласно определению Евростата, домохозяйства с эквивалентным доходом ниже 60% от медианного по стране подвержены риску бедности. Этот относительный подход позволяет напрямую сравнивать доли бедного населения, но не учитывает различия в покупательной способности и уровне жизни.
Среди населения в возрасте 65 лет и старше (для сравнения Евростат не учитывает фактический пенсионный возраст) доля бедных в ЕС к 2024 году составит 17%, практически не изменившись за последние 15 лет. Однако различия между отдельными государствами-членами очень велики: в Чехии, Словакии и Люксембурге бедные пенсионеры составляют менее 10% от общего числа, в Латвии — более 40%, в Эстонии — 39%. Крупные европейские страны находятся посередине: в Германии бедные старше 65 лет составляют 19%, во Франции — 12%. Отсутствие чёткой кластеризации свидетельствует о том, что бедность среди пенсионеров в основном отражает общую бедность и неравенство в европейских обществах.
Чтобы сравнить только способность пенсионных систем сокращать бедность, мы рассматриваем разницу между долей бедных старше 65 лет до пенсий и социальных выплат и до социальных выплат — таким образом, мы изолируем только влияние пенсионных выплат, но без учёта социальных пособий. Эффективность пенсионных систем, определяемая таким образом, также существенно различается между странами: в Латвии пенсии сокращают бедность всего на 35 процентных пунктов, в Хорватии – на 40, а в Бельгии и Чехии их влияние сокращает долю бедного населения на целых 78 процентных пунктов, во Франции – на 77 процентных пунктов. При таком сравнении, конечно же, необходимо учитывать особенности пенсионных систем и щедрость других инструментов социальной системы.
Каковы показатели Болгарии?
В период с 2006 по 2024 год, по которому имеются данные, уровень бедности среди пенсионеров значительно варьируется – от 20 до 40% всех людей старше 65 лет. Два этапа с наивысшим уровнем бедности совпадают с двумя крупными кризисами – финансово-экономическим 2009 года и пандемией COVID-19. Напротив, повышение пенсий сверх швейцарского лимита оказывает заметное влияние на бедность, но существует риск того, что это влияние будет кратковременным. На этом фоне способность пенсионной системы сокращать бедность также существенно варьируется – в диапазоне 35–55 процентных пунктов, ослабевая в кризисы и, наоборот, усиливаясь в годы экономического роста. Это позволяет сделать вывод о том, что система неэффективно справляется с амортизацией шоков.
Не менее важным является и тот факт, что по этому критерию она является одной из наименее эффективных в ЕС. Это обусловлено в определённой степени очень большой разницей в доходах нынешних пенсионеров и работающих, чьи зарплаты растут значительно быстрее, а также хроническим и растущим дефицитом бюджета социального обеспечения, который не позволяет добиться более ощутимого повышения пенсий без дополнительных трансфертов за счёт государственного бюджета. Однако в рамках существующей модели пенсионное обеспечение не может стать более эффективным средством сокращения бедности; этого не произойдёт даже после предлагаемого повышения социального обеспечения, направленного исключительно на сокращение дефицита системы, и с сомнительным среднесрочным эффектом.