Сегодня, 10-го сентября, Болгария вспоминает одного из основоположников болгарского профессионального театра — Ивана Попова.
Как сообщает bourgas.ru, 10-го сентября, Болгария вспоминает одного из основоположников болгарского профессионального театра — Ивана Попова.
У него более трёхсот ролей на сцене, свыше 70 пьес как режиссёра, 20 лет в Народном театре, а Иван Вазов создал образ Македонского, вдохновлённый именно творческими возможностями Ивана Попова. Он единственный наш актёр, оставивший столь богатый материал для развития болгарского театра. Его пятитомное исследование «Прошлое болгарского театра» (1933–1960) с более чем 2000 страниц документов и анализов – настоящее сокровище и бесценный источник для историографии.
Родился 10 сентября 1865 г. в Карлово. Его отец был зажиточным торговцем и деятелем читалища. В детстве Иван Попов присутствовал на самых ранних театральных постановках – «Многострадальная Геновева» и «Иванко», что, вероятно, пробудило в нём любовь к театральному искусству.
ПУТЬ К ПЛОВДИВУ
В 13-летнем возрасте остался сиротой, из-за чего не смог продолжить обучение. Обосновался в Пловдиве и поступил на работу в типографию Христо Данова, где учился на наборщика.
Оказался среди просвещённых молодых людей, которые в 1881 г. создали профессиональное печатное общество с целью защищать интересы рабочих. Его члены начали организовывать вечера и готовить пьесы «Стоян войвода» и «Зависть Барбуйе» Мольера, а режиссёром пригласили Стефана Попова. Он был редактором местной юмористической газеты, который готовил самодеятельных актёров. 8 декабря 1881 г. состоялось первое представление, прошедшее с огромным успехом. Это дало основание пловдивской общественности и Ивану Вазову заговорить о создании постоянной театральной труппы в городе, что и произошло в 1883 г. Иван Попов стал постоянным участником с первых постановок и сразу раскрыл свои артистические дарования.
В 1885 г., во время Сербско-болгарской войны, он оставил работу в типографии и записался добровольцем. После войны театральное дело в Пловдиве затухло. В 1887 г. под руководством Тодора Краварева и Ивана Попова была основана новая труппа – «Пловдивская любительская театральная труппа». Она стала основой для создания софийских трупп «Основа», «Столичная драматическая труппа» и «Слеза и смех». Иван Попов был среди их наиболее активных организаторов – участвовал как актёр, режиссёр и руководитель. С 1888 г. он посвятил всю свою жизнь театральному искусству.
ПЛОВДИВ – СОФИЯ
В мае 1888 г. «Пловдивская любительская театральная труппа» отправилась на гастроли в Софию и дала четыре представления с большим успехом. Столичные деятели настояли, чтобы труппа осталась в Софии. Так, вместе с Иваном Поповым и Василом Кирковым, была создана первая столичная драматическая труппа «Основа» под руководством Антона Попова и Ивана Попова.
В 1901 г. Иван Попов отправился на стажировку в Москву и Петербург, где познакомился с реформаторами театрального искусства – Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, а в Московском художественном театре встретился и с Максимом Горьким.
20 ЛЕТ В НАРОДНОМ ТЕАТРЕ
В 1904 г. был создан Народный театр, в составе которого Попов оставался до 1924 г. как актёр и помощник режиссёра. В 1911 г. он был командирован в Италию, Францию и Швейцарию, где изучал актёрское мастерство европейских артистов, посещая также театры Белграда и Загреба. Постоянно совершенствовал своё актёрское и режиссёрское искусство, следя за постановками русских, сербских, французских, итальянских и немецких трупп, гастролировавших в Софии.
В 1921–1922 гг. участвовал в съёмках первых болгарских фильмов – «Дьявол в Софии» и «Под старым небом».
В 1924 г. был освобождён из Народного театра, в 1925–1926 гг. работал в Русенском городском театре, затем входил в состав различных гастролирующих трупп. Играл активно до 1931 г., после чего посвятил себя театральной публицистике, внёс значительный вклад в болгарский театр.
БОЛЕЕ 300 РОЛЕЙ
В 1933 г. Иван Попов, по приглашению режиссёра Николая Масалитинова, вышел последний раз на сцену Народного театра в постановке «Ревизор» Николая Гоголя.
За почти 50 лет работы на сцене Иван Попов исполнил более 300 ролей. Среди наиболее заметных его перевоплощений – отец Иван в «Иванко» Васила Друмева, Ванюшин в «Дети Ванюшина» Сергея Найдёнова, Президент в «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, Фокерт в «Одинокие люди» Герхарта Гауптмана, граф Траст в «Честь» Германа Зудермана, граф Рессор в «Отечество» Викториена Сарду.
С его именем связаны три роли, которые возвышают его над всем созданным – Македонский в «Хъшове» Ивана Вазова, Городничий в «Ревизоре» Николая Гоголя и Шейлок в «Венецианском купце» Уильяма Шекспира. В них он создаёт полнокровные драматические характеры с глубоким общественным смыслом. Его сценическое мастерство основывается на проникновении в идею образа, глубокой эмоциональности, правдивости в деталях и верном чувстве построения как внутреннего, так и внешнего облика героя.
ВАЗОВ ВАЯЕТ ОБРАЗ МАКЕДОНСКОГО, ВДОХНОВЛЁННЫЙ ИВАНОМ ПОПОВЫМ
О роли Македонского известный актёр и режиссёр Радул Канели говорил: «Никто другой из господ актёров не может сыграть эту роль. Исполнение Ивана Попова образцовое, художественное. Его артистический темперамент, подкреплённый сильным творческим инстинктом, делает его ценным артистом в наших народно-бытовых ролях. Благодаря драматическому импульсу он создал своего Македонского, не живя в ту эпоху, не видя его и не черпая сведений о нём. Он художественно сотворил крупную национальную фигуру в нашей бледной и немощной драме».
При драматизации повести «Немили-недраги» Иван Вазов создал образ Македонского, вдохновлённый именно творческими возможностями Ивана Попова. Полное совпадение авторского замысла и актёрской интерпретации свидетельствует о большом таланте Попова как художника-превоплотителя. В этой роли отчётливо проявляется реалистический метод, который применял актёр – одна из причин, по которой Ивана Попова считают основоположником реалистических традиций в болгарском театре.
О его исполнении Шейлока газета «Вечерняя почта» от 16 апреля 1906 г. писала: «Сегодня вечером Иван Попов поднялся весьма высоко над самим собой. Он стремился дать Шейлока в истинно шекспировском духе… Эта роль останется блестящим моментом в карьере Ивана Попова и ободряющим успехом для нашего сценического искусства». Проф. Иван Шишманов также дал высокую оценку как Попову, так и всему спектаклю.
В образе Городничего из «Ревизора» критики отмечали грубость и беспринципность, с которыми актёр выстраивал героя, а также его богатый темперамент.
ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ РЕЖИССЁРОВ-САМОУЧЕК
Иван Попов оставил след и как режиссёр – поставил более 70 пьес болгарских и зарубежных авторов. Он был одним из первых режиссёров-самоучек, интерпретировавших почти все пьесы Вазова на сцене. Работал со Стояном Михайловским над пьесой «Когда боги смеются» и ставил произведения Цанко Церковского. Несмотря на отсутствие предварительной подготовки и ясной программы, он выполнял режиссёрскую работу с любовью, преданностью и глубоким чувством её необходимости.
Менее изученный аспект деятельности Ивана Попова – богатый организационный опыт в комплектовании театральных составов. Попов внёс вклад не только как актёр и режиссёр, но и как администратор и руководитель, обладавший огромным опытом управления театральными труппами – от общего устройства театра до административного и финансового руководства, рассматривая театр как хорошо структурированную организацию, ключевую для успешного функционирования.
ОГРОМНЫЙ ВКЛАД В ТЕАТР
Иван Попов – единственный наш актёр, оставивший столь богатый материал для развития болгарского театра. Его пятитомное исследование «Прошлое болгарского театра» (1933–1960), содержащее более 2000 страниц документов и анализов, является настоящим сокровищем и бесценным источником для историографии.
Попов остаётся в нашей памяти не только как актёр и режиссёр, но и как историк болгарского национального театра.
За свою многолетнюю и значимую деятельность в болгарском театре Иван Попов был удостоен ряда наград и орденов от государства, среди которых – «Народный артист» (1947) и «Герой социалистического труда» (1965). Он награждён орденом «Георгий Димитров» (декабрь 1954, октябрь 1955, сентябрь 1965), орденом «Народная Республика Болгария» (первая степень) в декабре 1960 г.
Умер Сван Попов — 11 февраля 1966 года.