Сегодня, Болгария рискует остаться без бюджета на 2026 год, такой сценарий может сбыться если в стране назначат внеочередные, восьмые по счету выборы, начиная с 2021 года.
Как сообщает bourgas.ru, Болгария рискует остаться без бюджета на 2026 год, такой сценарий может сбыться если в стране назначат внеочередные, восьмые по счету выборы, начиная с 2021 года. Об этом заявили экономист Адриан Николов из Института рыночной экономики и финансист Левон Ампартзумян.
Болгария сталкивается с реальной возможностью войти в новый год без принятого государственного бюджета и оставаться в таком режиме как минимум до июня, если в стране пройдут досрочные парламентские выборы.
По словам обоих, государство не «застрянет», а будет функционировать на автопилоте — без четкого политического руководства и без стратегических решений. Николов подчеркнул, что в случае выборов в конце февраля или начале марта, за которыми последуют переговоры о формировании правительства, реалистичным горизонтом для нового бюджета является июнь. До тех пор страна будет работать с расширенным бюджетом.
Экономист пояснил, что отсутствие нового бюджета само по себе не является беспрецедентным и не означает финансового кризиса, поскольку у государства есть механизмы краткосрочного финансирования. По его словам, наибольший риск исходит от автоматических механизмов увеличения расходов, заложенных в различных законах, — включая повышение заработной платы в государственном секторе и пенсий.
Николов предупредил, что если парламент не примет расширенный бюджет, который явно блокирует эти автоматизмы, возникнут дисбалансы — увеличение расходов без четкого покрытия, а инвестиционные проекты будут сокращаться наиболее легко. При этом ресурсы будут выделяться Министерству внутренних дел и обороны, но не другим секторам, таким как культура, здравоохранение и статистика, что может привести к социальной напряженности и протестам.
Левон Ампартзумян подчеркнул институциональную проблему, а не сам бюджет. По его словам, даже при смене правительства сохраняются клиентелистские сети, контракты и регулирующие органы с истекшими полномочиями, которые продолжают поддерживать статус-кво. Он отметил, что протесты — это индикатор проблем, но не инструмент их решения — это можно сделать только посредством институциональных реформ.
Оба также прокомментировали влияние на бизнес. По мнению Николова, компании, не зависящие от государственных закупок, окажутся в состоянии неопределенности – без ясности в отношении будущей налоговой политики, регулирования и бремени социального обеспечения. Это отложит инвестиционные решения как иностранных, так и местных инвесторов и может привести к экспорту капитала на более предсказуемые рынки.
Что касается инфляции и цен, оба категорически заявили, что само по себе отсутствие нового бюджета не приведет к резкому скачку цен. Основной инфляционный риск, по их мнению, исходит от административного увеличения доходов без соответствующего роста производительности, а также от слабого контроля и конкуренции на рынке.
Адриан Николов и Левон Ампартзумян сошлись во мнении, что самая большая проблема, стоящая перед страной, – это не временное отсутствие бюджета, а продолжающаяся политическая и институциональная нестабильность, которая подрывает доверие к государству и замедляет экономическое развитие.
