Сегодня более 3 миллионов болгар совершают покупки онлайн, при этом 77% из них все же предпочитают увидеть товар лично!
Как сообщает bourgas.ru, более 3 миллионов болгар совершают покупки онлайн, при этом 77% из них все же предпочитают увидеть товар лично!
Тенденция развития интернет-торговли в Болгарии свидетельствует о становлении электронной коммерции как устойчивого и все более важного канала для потребителей. Однако специально для 2024 года будет подготовлено второе издание национального исследования
В отчете «Пулсът на онлайн пазаруването в България 2025» сообщается о небольшом сокращении пользовательской базы онлайн-покупателей примерно на 7%, что не обязательно означает снижение объемов через электронные каналы продаж. Сокращение не приводит к существенному снижению оборота интернет-магазинов, но свидетельствует о возросшей осторожности потребителей.
Несмотря на эту временную осторожность, долгосрочным направлением является расширение доверия и потребления в онлайн-среде, особенно под влиянием молодого поколения, которое демонстрирует высокую цифровую активность и склонность к совершению покупок в Интернете.
Интернет-торговля становится основным каналом торговли, но Болгария отстает во внедрении технологических инноваций из-за приоритета цены и доверия к продавцам.
В Болгарии насчитывается 3,1 миллиона онлайн-покупателей. человек из общего числа 4,8 млн. люди, пользующиеся Интернетом, показывают данные. В исследовании выделено пять типов потребителей: рациональные, импульсивные, лояльные, функциональные минималисты и экологически сознательные.
Еще по теме
Наиболее активными интернет-пользователями являются представители поколения миллениалов и поколения Z. Наибольшая степень насыщенности наблюдается в столице Софии, поэтому основное развитие ожидается в городах с населением более 100 000 человек.
Для покупателей также не имеет значения, заказывают ли они на крупных площадках или напрямую с официального сайта бренда. Для брендов это означает, что лояльность не гарантирована, хотя исследование показывает, что лояльность растет. Доверие к платформам онлайн-покупок является ведущим фактором при выборе интернет-магазина для 57% респондентов, за которым следует цена, доверие (18%), акции (6%), предыдущий опыт (5%) и стоимость доставки (4%).
Программы лояльности, общие и персонализированные скидки на определенный период или при последующей покупке стимулируют потребителей возвращаться к тому же продавцу.
Потребители в Болгарии, с точки зрения ценовой чувствительности, тратят время на предварительное изучение предложений, продавцов и продуктов на основе отзывов потребителей в социальных сетях, а также смотрят видеоролики о продуктах. Здесь также есть место инфлюенсерам, особенно для самых молодых покупателей — 14% потребителей признают, что мнение инфлюенсеров помогло им принять решение о покупке.
Все больше потребителей приобретают более широкий ассортимент товаров онлайн. По данным, в 2024 году 60% потребителей заявили, что расширили ассортимент товаров, приобретаемых онлайн, по сравнению с 56% в предыдущем году. Почти 50% потребителей в обоих опросах указали, что для них не имеет значения, совершают ли они покупки в крупном интернет-магазине или на веб-сайте бренда. В общей сложности 40% заявили, что они все чаще совершают покупки онлайн, а не в обычных магазинах.
В общей сложности 77% участников опроса заявили, что предпочитают видеть товар лично, в то время как 35% привыкли и предпочитают совершать покупки в физическом магазине. Оба эти фактора являются серьезными препятствиями для онлайн-покупок в Болгарии.
К другим препятствиям относятся безопасность платежей (для 17% респондентов), опасения по поводу возврата товара (также 17%), стоимость доставки (13%), а также надежность и сроки доставки (10%). 14% потребителей опасаются, что у них недостаточно навыков для совершения покупок в Интернете. Поэтому курьерские услуги с доставкой преимущественно в офис курьера и оплатой наложенным платежом остаются основным способом доставки и оплаты при совершении покупок через интернет в Болгарии.
Мобильные телефоны доминируют как предпочтительное устройство для онлайн-покупок: 52% респондентов называют свои мобильные устройства основным средством совершения покупок в Интернете.
Одежда и обувь остаются группой товаров, наиболее часто приобретаемых онлайн (63%), за ней следуют косметика (40%), бытовая техника (32%), билеты на культурные мероприятия (31%) и бытовая электроника (30%). При этом персонализированные электронные письма повлияли почти на треть покупок продуктов питания и напитков.
В 2025 году отношение потребителей к онлайн-торговле продолжит меняться под влиянием технологических достижений, при этом акцент будет делаться на гибридных покупках, персонализации и бесперебойном пользовательском опыте.
Технологические инновации являются движущей силой развития электронной коммерции. Искусственный интеллект все глубже проникает в различные аспекты онлайн-торговли, а инвестиции в технологии продолжат создавать новые возможности для взаимодействия с потребителями.
Другими технологиями, которые глубоко проникают в онлайн-торговлю, являются дополненная и виртуальная реальность, оптимизация голосового поиска, автономные системы доставки, гиперлокальная коммерция, устройства Интернета вещей, биометрические платежи.
Общая картина, обобщающая исследование, демонстрирует явную зрелость болгарского интернет-рынка, где потребители постепенно преодолевают некоторые барьеры и активно пользуются удобствами и преимуществами цифрового шопинга. Несмотря на некоторое временное снижение активности, основное направление — расширение использования онлайн-каналов, рост мобильной коммерции и формирование новых моделей потребительского поведения. Потребители становятся более информированными, уверенными в себе и имеют более четко сформированные критерии безопасности и удобства при совершении покупок в Интернете.
Исследование, на котором основан отчет, является общенациональным репрезентативным и проводилось среди 1035 взрослых респондентов с использованием смешанной методологии (80% — прямые личные интервью с использованием планшета и 20% — интервью в онлайн-панели на Market Links).