Сегодня экономика Болгарии продолжает расти относительно быстрыми темпами, при этом hеальный рост ВВП в III квартале составил 3,2% в годовом исчислении, что является третьим по величине показателем в ЕС после Кипра и Польши.

Как сообщает bourgas.ru, экономика Болгарии продолжает расти относительно быстрыми темпами, при этом hеальный рост ВВП в III квартале составил 3,2% в годовом исчислении, что является третьим по величине показателем в ЕС после Кипра и Польши. Крупнейшие экономики единого рынка – Германия, Франция и Италия – выросли менее чем на 1%. Внутренний спрос по-прежнему является основным фактором роста: конечное потребление выросло на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом говорится в еженедельном анализе экономистов Зорницы Славовой и Лачезара Богданова.

Углубление зависимости экономики от внутреннего потребления отражается и в других ключевых показателях. Экспорт товаров продолжает снижаться, снизившись в III квартале на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как импорт вырос на 2,7% на фоне относительно стабильных и даже снижающихся цен на ключевые сырьевые товары на мировых рынках. В то же время, реальный индекс розничных продаж в Болгарии зафиксировал третий по величине рост в ЕС в сентябре (после Мальты и Кипра) – 5,7%.

Потребление стимулируется продолжающимся ростом заработной платы на фоне высокой занятости и, особенно, политическими решениями в отношении работников государственного сектора – по состоянию на сентябрь расходы на персонал в бюджете были более чем на 21% выше, чем за первые девять месяцев 2024 года. Нельзя игнорировать и без того серьёзный макроэкономический эффект кредитной экспансии, которая нисколько не замедляется, поскольку по состоянию на сентябрь рост банковского кредитования домохозяйств составил 20,9%, а по жилищным кредитам – ещё выше – 27,6%.

Численность безработных снижается, а число занятых остаётся относительно высоким в III квартале 2025 года. Уровень безработицы среди лиц в возрасте 15–64 лет достиг 3,4% (снижение на 0,2% по сравнению с третьим кварталом предыдущего года), а уровень занятости – 71,4% (снижение на 0,3%).

Пока всё выглядит хорошо: уровень безработицы в целом находится на естественном минимуме, а уровень занятости близок к пику. Однако число экономически неактивных людей остаётся огромным. В III квартале их число превысило миллион, причём почти 600 000 из них не получают образования и профессиональной подготовки. Учитывая низкий уровень участия в непрерывном обучении, неэффективность активной политики на рынке труда и затор в реализации Национального плана восстановления и повышения устойчивости, включая амбициозные проекты в области обучения, нехватка квалифицированных кадров и участие в программах повышения квалификации и переподготовки продолжит препятствовать дальнейшему развитию рынка труда.

В то же время доля заработной платы в доходах домохозяйств значительно увеличилась (с 54,6% до 58,1%), что напрямую связано с высоким уровнем занятости, а также с административно повышенными минимальными и максимальными доходами и базой социального страхования в начале года. Последнее, в свою очередь, привело к резкому росту налогов и расходов на социальное обеспечение (с 13,3% до 14,9%), что является третьей по величине статьей расходов домохозяйств.

Самые высокие зарплаты остаются в ИТ-секторе и финансовом секторе. В то же время рост заработной платы в государственном секторе (главным образом в сфере образования и государственного управления) продолжает увеличивать разрыв, и работники государственного сектора теперь получают постоянную и значительно более высокую заработную плату.

По мере того, как структура экономики постепенно адаптируется к более высокой покупательной способности доходов и дополнительным стимулам, предоставляемым налогово-бюджетной и банковской системами, движение роста, основанного преимущественно на потреблении, столкнется с естественными ограничениями. Рост занятости невозможен без решения проблемы структурной безработицы и повышения качества имеющихся навыков рабочей силы. В то же время плановое повышение минимальной заработной платы и максимального размера социального обеспечения, а также увеличение взносов в систему социального обеспечения, поглотят ещё большую долю доходов домохозяйств. Без новых инвестиций и технологической трансформации частный сектор начнёт испытывать всё более серьёзные проблемы с конкурентоспособностью, которые в сочетании с усугубляющимися проблемами традиционных отраслей в европейских экономиках приведут к подавлению экспорта. Фискальная экспансия также неизбежно закончится, когда дефицит и рост долга станут чрезмерными, а банки в конечном итоге снизят объёмы кредитования.