Сегодня, официальная Болгария требует выплат от концессионера аэропорта Софии, которые он не платил с 2019 года.
Как сообщает bourgas.ru, официальная Болгария требует выплат от концессионера аэропорта Софии, которые он не платил с 2019 года.
Министерство транспорта и коммуникаций настаивает на том, чтобы концессионер аэропорта Софии «Васил Левски» — SOF Connect — начал выплачивать полную сумму концессионной платы с 1 января 2026 года. На 2025 год эта сумма составляет почти 40 миллионов евро без НДС. Об этом заявил министр транспорта и коммуникаций Болгарии — Гроздан Караджов.
Вице-премьер отметил, что пассажиропоток полностью восстановлен и превышает допандемический уровень. По его словам, аэропорт Софии «Васил Левски» находится в оптимальном состоянии.
По данным SOF Connect, условия для возобновления концессионных платежей не выполнены, и компания может предложить 9 миллионов евро вместо 40 миллионов евро в год, а отсрочка должна действовать до 2031 года. Концессионер отметил, что результаты следует рассматривать «нарастающим итогом», то есть за весь период концессии, составляющий 35 лет. Компания добавила, что восстановление движения не означает, что пандемия не оказала негативного влияния на концессию.
Гроздан Караджов отметил, что нельзя искусственно смешивать годы локдауна с годами восстановления, чтобы создать иллюзию отсутствия баланса. По его словам, подобные балансировки не предусмотрены ни в договоре, ни в Законе о концессиях. Он подчеркнул, что понимает нежелание выплачивать концессионный сбор как можно дольше, но отметил, что договор и приложение к нему однозначно гласят: отсрочка платежей действует до восстановления экономического равновесия.
Министр транспорта отметил, что отсрочка — это временная мера, предоставляемая в исключительной ситуации — глобальной пандемии, а не амнистия на все времена. В настоящее время концессия экономически разбалансирована в ущерб государству, что неприемлемо как из-за потерь для бюджета, так и из-за угрозы применения санкций к Болгарии за недопустимую государственную помощь, пояснил он.
Караджов считает странным, что SOF Connect настаивает на компенсации государством 70–80 миллионов евро за предстоящий ремонт ВПП в соответствии с требованиями EASA. В контракте действительно содержится положение, позволяющее концессионеру получить компенсацию в определённых случаях — когда после заключения контракта происходит «квалифицированное изменение законодательства», влекущее за собой непредвиденные капитальные затраты. Однако, по его словам, требования EASA не соответствуют этой гипотезе. Они основаны на стандартах ИКАО, принятых и доведённых до сведения Болгарии ещё в марте 2020 года, то есть до вступления в силу концессионного контракта.
Поддержание ВПП в надлежащем состоянии и в соответствии с авиационными требованиями является одним из основных обязательств концессионера по контракту. Аэропорты в ЕС, находящиеся в концессии, проводят аналогичные ремонтные работы без государственной компенсации. Это часть обычной программы капитальных вложений оператора.
Караджов также отметил, что ремонт ВПП является обязанностью концессионера, а не болгарского государства.
Министр транспорта отметил, что ожидает скорейшего подписания с SOF Connect нового приложения для полного возобновления ежегодных концессионных платежей с 1 января 2026 года. Концессионер также должен предоставить четкие параметры и сроки реализации своей инвестиционной программы – ремонта взлетно-посадочной полосы в соответствии с требованиями EASA и ускоренного строительства Терминала 3. По его словам, государство занимает твердую и последовательную позицию по защите общественных интересов, обеспечению безопасности аэропортов и соблюдению концессионного соглашения. И оно не намерено менять его в угоду чьим-либо частным интересам.
