Сегодня можно говорить о том, что в ряде госструктур в Болгарии зарплаты будут расти быстрее заявленных 5%, то о чем говорится в бюджете Болгарии на 2026 год.
Как сообщает bourgas.ru, в ряде госструктур в Болгарии зарплаты будут расти быстрее заявленных 5%, то о чем говорится в бюджете Болгарии на 2026 год.
Официально объявленное повышение зарплат госслужащих на 5% на 2026 бюджетный год оказалось перевыполненным в ряде структур. Уже который год расходы на персонал определяются в два-три раза, при этом неясно, почему происходит столь значительное сокращение выделенных средств.
Это подтверждается сравнением статьи расходов на персонал в проекте бюджета на 2026 год с 2025 годом. В этом году отчётность затруднена, поскольку проект бюджета на следующий год был составлен в евро.
На 2026 год правительство согласилось на минимальное повышение зарплат госслужащих из-за сложности финансирования бюджета и значительного роста общих расходов на персонал после резкого повышения зарплат в отдельных секторах, таких как безопасность и высшее образование. Кабинет министров подвергается серьёзной критике за то, что не смогло увязать зарплаты в этих системах со средним уровнем по стране. Всё чаще раздаётся голос в пользу введения персональной доли в оплате взносов социального страхования для госслужащих.
Нехватка средств не помешала росту расходов на персонал в отдельных бюджетных единицах, значительно превышающему 5%. Показательным примером служит Комиссия по защите конкуренции, где, по информации члена правления Национального банка Нидерландов Любомира Кариманского, заработная плата увеличивается на 33%.
Проверка, подтвердила, что общие расходы на персонал действительно увеличиваются на эту долю. В бюджете КПК на 2025 год на заработную плату было выделено 6,7 млн левов, в бюджете на 2026 год расходы на персонал достигают 8,94 млн левов, то есть рост составляет 32,8%. Помимо заработной платы, эта статья расходов также включает расходы на взносы социального страхования и пособия, но основная часть роста обусловлена ростом заработной платы. Возможно, этому есть объяснение, но в настоящее время оно не опубликовано.
КПК — не единственная структура, расходы на персонал которой выросли более чем на 5% на заработную плату. Значительный рост наблюдается в Комиссии по борьбе с коррупцией: расходы на персонал в 2026 году составили 22,4 млн левов по сравнению с 14,8 млн левов в 2025 году, что на 57% больше. Для сравнения, в Комиссии по конфискации незаконно приобретенного имущества такого роста нет: расходы на персонал там увеличились на 7,3%, что отражает рост на 5% и увеличение выплат по социальному страхованию. Расходы на персонал Комиссии по регулированию энергетики и водных ресурсов выросли на 18,6% — эта статья расходов увеличилась с 12,8 млн левов до 15,2 млн левов.
Увеличение бюджета на персонал Комиссии по финансовому надзору выше, чем у других ведомств. В 2025 году на персонал было выделено 18,8 млн левов, в 2026 году комиссия получит 21,3 млн левов, что на 13% больше.
Среди министерств, Министерство энергетики зафиксировало более значительный, чем было заявлено, скачок роста — с 13 до 15,5 млн левов, или на 18,8%. Более высокий рост может быть связан со структурными изменениями в министерстве, которое с большим опозданием задумалось об усилении команд по управлению проектами с европейским финансированием.
Зарплаты в Министерстве внутренних дел и Министерстве обороны вырастут на 12% вместо 5% в связи с увязкой их уровня с ростом средней заработной платы. Кроме того, в системе образования ожидается более высокий рост, чем в целом.
За последние несколько лет политического кризиса попытка следовать какой-либо модели в вопросах оплаты труда отдельных государственных структур полностью провалилась и привела к очень большим различиям между министерствами. Неясно, попытается ли кабинет Желязкова исправить этот дисбаланс.
