Вчера, бюджет Болгарии прошел первое чтение и был одобрен Комиссией по труду и социальной политике.
Как сообщает bourgas.ru, бюджет Болгарии прошел первое чтение и был одобрен Комиссией по труду и социальной политике.
Депутаты Комиссии по труду и социальной политике Народного собрания приняли проект закона о государственном бюджете Болгарии на 2026 год в части, касающейся Министерства социальных дел. Представителем выступил Совет министров.
Депутаты проголосовали: 11 голосов «за», 7 голосов «против», воздержавшихся не было. Однако депутаты не одобрили включение средств, выделенных Высшему судебному совету, в проект закона о государственном бюджете. Причина — их рассмотрение отдельно.
В ходе дебатов оппозиция, как и ожидалось, заявила о том, что не поддержит государственный бюджет на 2026 год. Первыми выступили депутаты от партии «Възраждане», объявившие о своем отказе от поддержки. Вторым выступил Хасан Адемов из «Альянса за права и свободы», который также заявил, что его парламентская фракция не поддержит государственный бюджет. После него политических заявлений больше не было.
Законопроект о государственном бюджете предусматривает экономический рост до 2,7% в 2026 году и среднегодовую инфляцию на уровне 3,5%. В области фискальной политики приоритетом остается обеспечение долгосрочной устойчивости государственных финансов в целях повышения доверия к стране и создания предсказуемой инвестиционной и деловой среды.
Макроэкономический прогноз на этот период, подготовленный Министерством финансов, предусматривает экономический рост до 2,7% в 2026 году.
В период 2027–2028 годов ожидается рост ВВП в пределах 2,5–2,4%. Среднегодовая инфляция в 2026 году ожидается на уровне, близком к показателю 2025 года – 3,5%. Среднегодовая инфляция замедлится до 2,9% в 2027 году и до 2,5% в 2028 году.
Размер сальдо бюджета по консолидированной бюджетной программе (по национальной кассовой методологии), выраженный в долях ВВП, на 2026 год составляет дефицит в размере 3,0% ВВП. Поддержание уровня дефицита в установленных пределах обеспечивает реализацию ряда мер политики расходов, подкрепленных соответствующими мерами по доходам. Дефицит бюджета расширенного правительства в 2026 году также составит 3,0% ВВП.
Исходя из прогнозов на период 2026–2028 годов, государственный долг, по прогнозам, достигнет 37,6 млрд евро (31,3% ВВП) в 2026 году, 43,5 млрд евро (34,2% ВВП) в 2027 году и 49,0 млрд евро (36,6% ВВП) в 2028 году. В 2026 году максимальный размер нового государственного долга, который может быть принят, составляет до 10,44 млрд евро, в том числе до 3,2 млрд евро в рамках инструмента SAFE для укрепления европейской оборонной промышленности.
Минимальный размер фискального резерва на 31 декабря 2026 года установлен в размере 2,4 млрд евро.
В период с 2026 по 2028 год доходы, гранты и пожертвования в рамках Программы по налогообложению доходов (CFP) в процентах от ВВП составят соответственно 42,8% ВВП в 2026 году и 40,5% ВВП в 2027 и 2028 годах. Рост в 2026 году по сравнению с ожидаемым уровнем в 39,6% ВВП в 2025 году обусловлен главным образом новыми мерами по налогообложению доходов и ожидаемым эффектом от их принятия в 2025 году.
При прогнозировании налоговых поступлений учитывались следующие предложения по внесению изменений в налоговое законодательство:
Повышение ставки налога у источника выплаты, удерживаемого с доходов от дивидендов и ликвидационных акций, с 5% до 10% в Законе о налоге на прибыль предприятий и Законе о налоге на доходы физических лиц;
Расширение перечня товаров, подлежащих фискальному контролю, в отношении которых действует обязанность предварительного декларирования данных о перевозках;
— Расширение системы электронного отслеживания перемещения транспортных средств, перевозящих товары с высоким фискальным риском;
— Введение обязательного электронного представления отчетности о выручке от продаж посредством использования программного обеспечения для управления продажами, утвержденного Национальным агентством по доходам, в торговых точках;
— Продолжение реализации мер в области налогового законодательства, таких как введение с 01.05.2025 нового акцизного календаря ставок акцизов на табак и табачные изделия в целях продолжения практики сбалансированного поэтапного повышения ставок акцизов на табак и табачные изделия;
— Продолжение политики применения налоговых льгот для детей и детей-инвалидов в 2026 году;
— Предоставление возможности более благоприятного режима амортизации для целей налогообложения электромобилей; Планируется повышение налога на азартные игры с 1 января 2026 года.
Основные направления политики расходов, приводящие к увеличению расходной части бюджета на период 2026–2028 годов, следующие:
— Повышение минимальной заработной платы с 1 января 2026 года с 550,67 евро до 620,20 евро;
— Обновление пенсий за трудовую деятельность, назначенных до 31 декабря предыдущего года, с 1 июля соответствующего года в соответствии с так называемым «швейцарским правилом» на 7,6% или на 491 млн евро;
Увеличение размера пособия на воспитание ребенка в возрасте до 2 лет с 398,81 евро до 460,17 евро на весь период до 2028 года.
Увеличение размера денежного пособия на воспитание ребенка в возрасте до 8 лет отцом (усыновителем) с 398,81 евро до 460,17 евро на весь период до 2028 года включительно.
Объем средств на капитальные расходы в 2026 году составит 7,76 млрд евро, в том числе за счет национального финансирования – 3,605 млрд евро и за счет европейского финансирования – 4,155 млрд евро.
Планируется продолжить реализацию Инвестиционной программы муниципальных проектов, при этом общий максимальный объём средств, предоставляемых в 2026 году по заключённым договорам на проекты согласно приложению № 3 к проекту закона о государственном бюджете на 2026 год, в том числе на проекты, порученные и реализуемые мэрами районов в городах с районным делением, составит до 920,3 млн евро. Оплата будет осуществляться Болгарским банком развития на условиях и в порядке, определённом актом Совета министров.
