
Как стало известно то, что Болгария заплатила компании Botas более 0,6 млрд левов, при этом закачала газа не более, чем на 40 миллионов левов.
Как сообщает bourgas.ru, Болгария заплатила компании Botas более 0,6 млрд левов, при этом закачала газа не более, чем на 40 миллионов левов.
Соглашение с турецкой государственной газовой компанией продолжает накапливать множество неизвестных и создает все больше проблем для нашей страны.
Соглашение было подписано 3 января 2023 года при временном правительстве Галаба Донева, назначенного президентом Руменом Радевым, а министром энергетики, чья подпись стоит под предварительным соглашением от конца 2022 года, был Росен Христов. Соглашение предусматривает, что Болгария будет платить Турции около 1 миллиона левов в сутки в качестве платы за транспортировку природного газа, причем плата взимается независимо от того, транспортируется газ или нет. Срок действия контракта составляет 13 лет и не может быть расторгнут, если Болгария не выплатит всю сумму по нему, которая составляет 4 миллиарда левов. Однако из-за планируемого повышения платы (из-за инфляции) к концу срока действия контракта она может достичь 6 миллиардов левов. Это огромные суммы, которые мы должны и будем должны в ближайшие годы.
Почему был заключен контракт?
Немногим ранее, в апреле 2022 года, «Газпром» прекратил поставки в Болгарию после отказа правительства Кирилла Петкова платить за российский газ в рублях. Позже президентская канцелярия достигла соглашения и предоставила нашей стране доступ к турецкой газовой инфраструктуре. Практическое соглашение было достигнуто на встрече президентов Болгарии и Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, а контракт был официально подписан тогдашним главой БулгарГаз Деницей Златевой.
Само соглашение изначально было определено как историческое и открывающее для нас невероятные возможности.
Причин для такой превосходной степени несколько. Во-первых, Турция не допускает иностранные компании к своим терминалам, поэтому это соглашение считается большим успехом для Болгарии. Во-вторых, таким образом наша страна обеспечивает снижение зависимости от «Газпрома», что давно является для нас приоритетной задачей. В-третьих, и это следует из второго, за год до заключения соглашения европейские лидеры четко заявили, что все члены Союза должны как можно скорее отказаться от российского газа и найти альтернативы. Итак, первые месяцы отзывы положительные, кабинет министров украшен всеми достоинствами, Радев – тоже.
Слишком хорошо – значит плохо.
Спустя несколько месяцев возникают и вопросы. Параметры соглашения, а также штрафные санкции, на тот момент неизвестны, наблюдается информационная блокада по суммам, что порождает все больше обоснованных сомнений. Впервые также выдвигается тезис о том, что фактически – даже без «Газпрома» – соглашение допускает импорт российского газа, но через Турцию, что сделает его невероятно дорогим – и это, конечно же, за наш счет.
Когда все параметры представлены, становится ясно, что наша страна будет платить миллиарды в течение следующих 13 лет, не имея возможности отказаться от этого контракта, не говоря уже о штрафных санкциях. Сумма в 1 миллион левов в день, независимо от того, сможем ли мы использовать весь потенциал соглашения, поражает.
Недавно нынешний министр энергетики Жечо Станков даже заявил, что с каждым годом, в связи с индексацией уровня инфляции в Штатах, мы платим и будем платить на 50 000 – 200 000 левов в день больше. На данный момент мы уже заплатили более 600 миллионов левов, а использовали не более 40 миллионов, поскольку не можем реально тратить такие суммы.
Отчет парламентского комитета и инспекция Европейской комиссии
После первых призывов к пересмотру условий соглашения и проверке его параметров, два года назад парламент создал временный комитет для детального изучения параметров соглашения. Чуть позже последовала инспекция Европейской комиссии. В докладе Народного собрания было рекомендовано обратиться в прокуратуру и Национальное агентство национальной безопасности и обороны в связи с положениями, невыгодными для нашей страны.
Выяснилось, что отдельное соглашение также подписал Владимир Малинов — тогдашний директор газотранспортной компании «Булгартрансгаз», впоследствии исполняющий обязанности министра энергетики, а в настоящее время — вновь директор государственной компании. Более того, контракт был подписан без ведома Болгарского энергетического холдинга, которому принадлежат «Булгаргаз» и «Булгартрансгаз».
В конце 2023 года правительство Болгарии пыталось пересмотреть тарифы, но правительство Турции настояло на первоначально согласованных параметрах. Спустя несколько месяцев, в середине 2020 года, мы прекратили платить тарифы, но наши долги продолжали расти.
Лишь в июле этого года Комиссия по борьбе с коррупцией и Прокуратура начали расследование, проведя обыски в помещениях Министерства энергетики, а также в домах бывшего исполняющего обязанности министра энергетики и бывшего главы компании «Булгаргаз» — Деницы Златевой. Также просочилась неофициальная информация об изъятии 80 000 евро наличными из дома Христова и 100 000 левов из дома Златевой.
Расследование Еврокомиссии было завершено лишь в конце прошлого года, и оно не выявило никаких нарушений конкуренции в рамках соглашений, заключенных между «Булгаргаз», «Булгартрансгаз» и «Botas». Однако проблемы касаются не только конкуренции, но и огромных сумм, которые мы добровольно соглашались платить годами, а также будущего нашей крупнейшей газораспределительной компании.
Что происходит с «Булгаргаз»?
На практике, как заявил Станков, Bulgargaz не платит по контракту уже девять месяцев и уже задолжал Botas 250 миллионов левов. Кроме того, контракт позволяет турецкой компании использовать болгарскую газотранспортную сеть, что приводит к потере доли рынка крупнейшей болгарской газораспределительной компании. По словам министра энергетики, «Булгаргаз» фактически находится на грани банкротства.
Радев
Президент хранит молчание по этому поводу, и одним из его немногих комментариев стало решение прокуратуры двухмесячной давности, которое, по его словам, было нападением на него. Он потребовал провести проверку на предмет упущенной выгоды по контракту, поскольку он не использовался в полной мере. Однако заявлений вроде «наглейшей лжи о контракте» совершенно недостаточно, чтобы убедить кого-то в его превосходном состоянии; он просто используется неоптимально. Более того, когда вы были дирижером и ключевым элементом этого соглашения, и со временем были выявлены крайне тревожные параметры и обязательства, которые будут тяжким бременем висеть на нашей стране более десятилетия, вы обязаны дать гораздо более подробное, подробное и аргументированное объяснение. Особенно, будучи президентом.
Попытки замять скандал, переложив ответственность на политических оппонентов, не только неэффективны, но и крайне несостоятельны. Их проделки и возможные хищения не оправдывают ваших. Возможность того, что Радев – в частности, и его тогдашний кабинет – подписал такой рабский контракт для нашей страны по глупости и недальновидности, маловероятна, но даже если это так, это не освобождает их от ответственности.
Не будем забывать, что, согласно заявлениям министров по вопросам безопасности его кабинета, а также представителей «Булгаргаз», именно он дипломатически помог убедить турецкую сторону пойти на переговоры. Радев этого тоже не отрицает, хотя, по его мнению, он просто лоббировал интересы Болгарии.
Нет никаких сомнений в том, что его ответственность не юридическая, но она не менее носит политический характер. И как президента, и как того, кто назначил временное правительство, под руководством которого был заключен контракт.
И наша страна продолжает находиться в патовой ситуации – конечно, этот контракт полностью устраивает турок, и они не хотят его пересматривать – по крайней мере, таким образом, чтобы освободить нас от миллионов обязательств. Мы не можем винить их в этом, не их, но наши правители были избраны, чтобы защищать наши интересы. Для нас единственным приемлемым решением было бы сокращение объемов газа или самих налогов, но на данный момент это крайне маловероятно, хотя турецкая сторона и не отказывается от переговоров.
В конечном счете, контракт будет экономически оправдан только при полной или хотя бы 80% загрузке мощностей, чего не только не происходит сейчас, но и не имеет перспектив в ближайшие годы. Все остальное, что происходит практически с самого начала, ведет к систематическим и огромным убыткам для государства.