Сегодня, 70% шестиклассников в Болгарии — испытывают отвращение к математике.
Как сообщает bourgas.ru, 70% шестиклассников в Болгарии — испытывают отвращение к математике. У школьников формируется убеждение, что математические навыки являются врожденными и неизменными, то есть что они сами не «рождены для математики».
Это подтверждается экспериментальным исследованием отношения к математике среди учащихся младших классов средней школы, проведенным в 2024/25 учебном году Институтом исследований в области образования. Согласно исследованию, доля учащихся с высоким уровнем установки на рост резко сократилась с 47% до всего лишь 16%. Остальные же смирились с тем, что математические способности либо рождаются, либо нет.
Помимо установки на рост, уверенность в математике также резко падает. В начале шестого класса около 38% учеников испытывают тревогу и дискомфорт при работе над этим предметом. Однако к концу года у троих из четырёх учеников (75%) наблюдается низкий уровень уверенности в себе. Доля уверенных учеников практически исчезает — с 38% до всего лишь 8%. Подавляющее большинство шестиклассников заканчивают учебный год с чувством неуверенности, тревоги и страха перед математикой.
Понимание ценности математики также серьёзно снижается. В начале учебного года около 24% учеников не видят особой пользы от её изучения, а к концу шестого класса их доля увеличивается до 60%. Число тех, кто видит высокую ценность этого предмета, сокращается вдвое — с 38% до 20%.
Удовольствие от математики следует той же закономерности. 33% начинают шестой класс без особой радости от предмета, а к концу года почти 60% учеников теряют эмоциональную связь с математикой — она больше не приносит им радости, они не испытывают интеллектуального удовлетворения от решения задач.
«Результаты показывают, что в течение одного учебного года в шестом классе подавляющее большинство учащихся теряют уверенность в своих математических способностях, веру в своё развитие, восприятие ценности предмета и эмоциональную связь с ним. Это не абстрактные психологические конструкты — это конкретные механизмы, которые определяют, продолжит ли ребёнок изучать математику или откажется от неё», — прокомментировала Асенка Христова из Института.
По её словам, исследование зафиксировало масштабный обвал ключевых аспектов отношения к математике. «Это не спад у отдельных учеников или в отдельных школах — это системная тенденция, затрагивающая подавляющее большинство учащихся независимо от школы, региона или их начального уровня», — говорит она.
В то же время исследование показывает, что успех мотивирует примерно в 2 раза сильнее, чем мотивация — к успеху. То есть, опыт академического успеха — самый мощный фактор развития позитивного отношения к математике, в то время как накопленные неудачи систематически подрывают уверенность, удовольствие и веру в собственные возможности.
«Это критически важно для понимания наших результатов в контексте начального уровня математики. Средний балл 3,42 — это не просто показатель недостаточности знаний, это предвестник мотивационного коллапса», — отмечает Христова, говоря о тесте, который Министерство образования и науки недавно провело для студентов. По её словам, когда студенты систематически не справляются с решением задач, сталкиваются со сложным и абстрактным материалом, накапливают пробелы в знаниях и терпят повторяющиеся неудачи, их вера в собственные силы рушится, и эмоции неудачи становятся доминирующими. И именно этот опыт, а не технологии, учебники или методика, подрывает основы математической мотивации.
«Хорошая новость заключается в том, что когда мы действительно начинаем понимать механизмы, мы можем действовать целенаправленно. Мотивация — это не какое-то загадочное качество, которое есть у одних детей, а у других нет. Это результат определённого опыта, убеждений и установок, которые можно целенаправленно формировать. Если успех стимулирует мотивацию в два раза сильнее, чем мотивация — успех, то самое действенное вмешательство — не мотивационное, а образовательное. Нам нужно создать условия, в которых ученики могут добиться успеха в математике», — прокомментировала Христова, по словам которой мотивация находится не в руках родителей, а, главным образом, в руках школы.
По её словам, в подходе к преподаванию математики в Болгарии есть и более глубокие системные проблемы.
«Традиционное обучение часто отдаёт приоритет процедурным знаниям — механическому применению формул и алгоритмов — над концептуальным пониманием. Такой подход может работать на поверхностном уровне, но он не способствует глубокому пониманию, необходимому для решения более сложных задач в младших классах средней школы», — отмечает Христова.
