Требуется изменения в порядке оказания социальной помощи в Болгарии

0
630
Национальный статистический институт в Болгарии
Национальный статистический институт в Болгарии

За чертой бедности, в 2020 году находились 23,8% населения страны, однако уже сегодня ясно, что требуется изменения в порядке социальной помощи в Болгарии.

Как сообщает bourgas.ru, за чертой бедности, в 2020 году находились 23,8% населения страны, однако уже сегодня ясно, что требуется изменения в порядке социальной помощи в Болгарии. Об этом сообщает Национальный Статистический институт (НСИ).

Социальная помощь людям с самыми низкими доходами или вообще без доходов крайне ограничена — в настоящее время ежемесячные пособия получают около 1,2% населения, тогда как по данным НСИ за чертой бедности в 2020 году находились 23,8% населения страны.

Предложения Минтруда и социальной политики по изменениям в социальной помощи давно ждут и нужны в стране.

Поправки предусматривают улучшение обмена данными и реестрами работников в системе социальной помощи, а также смягчение некоторых ограничительных санкций, ограничивающих доступ к ежемесячным пособиям. Однако основной целью проекта является расширение сферы поддержки и увеличение суммы поддержки. Для достижения этой цели министерство предлагает в качестве основы для определения пособий использовать черту бедности на соответствующий год, определяемую постановлением Совета Министров, а не так называемую гарантированный минимальный доход, напоминает анализ.

Государственные ресурсы, направленные на поддержку домохозяйств с самыми низкими доходами, составляют всего 2% от общих расходов на социальную помощь, предусмотренных в бюджете на 2022 год, за счет ряда других инструментов социальных выплат без проверки дохода или с очень широким охватом. Анализ указывает на то, что общая архитектура системы социального обеспечения и социальной помощи в нашей стране не гарантирует адресной и адекватной поддержки, что логически приводит к низкой эффективности трансфертов на снижение бедности и неравенства.

В основе этих проблем лежит увязка поддержки с так называемым Гарантированный минимальный доход (ГМД) — величина, размер которой определяется и изменяется без какой-либо привязки к объективным критериям. Например, за последние более 10 лет ГМД практически не изменился. В 2009 г. МРОТ составляет 65 лв., а после 2018 г. он фиксируется на нынешнем уровне — 75 лв. Если в 2009 г. уровень МРОТ составлял более 27% от минимальной заработной платы в стране, то в 2021 г. он составляет уже лишь 11,5%. Это, естественно, ведет к сокращению как числа получателей помощи, так и суммы выплачиваемой помощи. Напротив, черта бедности определяется каждый год на основе объективных данных НСИ.

Хотя конкретные параметры для каждого вида социальной помощи, а также для определения потребностей различных типов домохозяйств определены в правилах реализации закона, предварительная оценка воздействия предлагаемого Министерства социальных дел дает указания что семьи и размер поддержки будут увеличены. Несомненно, это шаг в правильном направлении, который решит, по крайней мере, некоторые из давних проблем в усилиях по снижению риска бедности и социальной изоляции.

По словам Лачезара Богданова, оказание адекватной социальной поддержки домохозяйствам, живущим в условиях крайней нищеты, является важным фактором успеха других долгосрочных мер политики. Например, включение и удержание детей в школе является ключевым инструментом для расширения возможностей для экономической активности и преодоления социальной изоляции в будущем. Однако успех этих мер сталкивается с проблемой глубокой материальной депривации среди некоторых детей из уязвимых групп.