Один ребенок в Болгарии обходится бюджету почти в 4800 левов в год

0
98
новорожденный в Болгарии, родилось в Болгарии

4718 левов в год — это государственные расходы на одного ребенка в Болгарии в этом году, если бы средства были распределены поровну на каждого ребенка.

Как сообщает bourgas.ru, 4718 левов в год — это государственные расходы на одного ребенка в Болгарии в этом году, если бы средства были распределены поровну на каждого ребенка. Как показывает анализ, государство не может обеспечить равный старт для всех детей.

Это 4,7% прогнозируемого ВВП и 11,7% ожидаемых общих государственных расходов. Для сравнения: в 2017 году эта сумма составила 3344 лева, что составляет 3,95% ВВП или 7,60% всех государственных расходов. Это ясно из анализа, проведенного по заказу Национальной сети для детей, подготовленного Институтом рыночной экономики (ИПИ) и представленного сегодня.

По оценке ИПИ, общий бюджет для детей и семей на 2017 год составляет почти 4 млрд левов. В 2021 году общая сумма расходов, предусмотренных в бюджете, превысит 6,7 млрд левов, что означает рост более чем на 50%. Хорошо известно, что Болгария не входит в число лидеров в ЕС по средствам, выделяемым на образование, здоровье детей или социальные услуги, даже в относительном выражении — как доля этих средств во всем, что экономика успевает произвести за год.

В период с 2017 по 2020 год расходы на детей и семьи увеличили свою долю в ВВП с 4,1% до 4,7%. «Это означает, что в 2020 году они, как правило, будут финансироваться относительно лучше, чем в 2017 году. Рост полностью обусловлен увеличением средств на образование, поскольку средства, выделяемые на здравоохранение, даже сократили свою долю в ВВП на 0,1 процентного пункта. В докладе говорится, что рост образования происходит на фоне общего увеличения государственных расходов, доля которых в ВВП росла в некоторые годы даже более быстрыми темпами, чем рост расходов на детей и семьи.

В нем также указано, что нет четкой тенденции к изменению доли расходов на детей и семьи в целом в рамках государственного бюджета. Хотя в абсолютном выражении они увеличились, расходы на детей и семьи снизили свою долю в общем государственном бюджете в 2018 и 2019 годах, а затем снова увеличили ее в 2020 году, но не достигли доли 2017 года. Это не относится к расходам на образование, которые значительно и стабильно росла в течение периода 2017-2021 гг.

Средства, предназначенные для детей и семей, выделяются на образование, здравоохранение и социальную политику.

В 2017 году 56% расходов на детей приходятся на образование, 31% — на социальную помощь и 13% — на здравоохранение.
В 2021 году в связи с опережающим ростом расходов на образование соотношение существенно изменилось в пользу образования — 61% расходов приходится на образование, 26% — на социальные расходы, 13% — на здравоохранение.

Однако важно отметить, что значительная часть мероприятий, связанных с детьми и семьями, финансируется государством, но на практике осуществляется муниципалитетами. Роль муниципалитетов и их доля в финансировании велика в области образования. Затем идет здравоохранение и, наконец, социальная политика.

ИПИ отмечает, что средства на образование, выделяемые государством, поступают в муниципалитеты, а через них — в школы. Каждый ребенок имеет право на равное финансирование от государства на его или ее образование, но финансирование школы требует учета некоторых важных обстоятельств, влияющих на их расходы.

Выделение средств зависит от типа и размера школы. Маленькие школы, которые не имеют возможности формировать большие классы, школы в отдаленных и труднодоступных районах, школы, которые принимают учащихся, уезжающих далеко, получают дополнительное финансирование. Обучение в некоторых школах или классах обходится дороже, чем в других, например, потому что требуется специализированное оборудование или для обучения требуется больше учителей с разными специальностями. Образование некоторых детей, испытывающих трудности из-за инвалидности или социального статуса родителей, также требует дополнительных усилий и заботы.

Этих усилий государства недостаточно, чтобы уравнять шансы детей и дать им равное начало в учебе и жизни, потому что родители также должны выделять средства на образование своих детей сверх того, что предоставляет государство, говорится в докладе.